Рабочая программа учебного предмета "Музыка"

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Каменск-Уральская школа, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
Ул. Лермонтова, д. 2, Каменск-Уральский ГО, Свердловская область, 623414

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 5-9 классов

Составители:
О.Н. Абакшина, зам.директора
Ж.Ю. Евдокимова, учитель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования (Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного
общего образования»), с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по
предмету «Музыка»; федеральной рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 5-8 КЛАССЫ
Приоритетными целями обучения музыке в 5-8 классах являются: воспитание
музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт
проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей,
порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание,
интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование
художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в
единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения
музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми
разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Основные линии содержания курса музыки в 5-8 классах представлены девятью
модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной
программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной
области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство»,
является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс
включительно.
Настоящей программой предусматривается выделение в учебном плане на изучение музыки
в 5-8 классах 1 учебный час в неделю. Общее количество – 136 часов (по 34 часа в год).
Рабочая программа по учебному предмету сформирована с учетом рабочей программы
воспитания ГБОУ СО «Каменск-Уральская школа» модуля «Урочная деятельность».
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила

общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации посредством применения методов и технологии нравственного
воспитания: этические беседы, метод коррекции поведения, метод стимулирования, метод
игровых ситуаций, методы воздействия на эмоциональную сферу;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения посредством элементов технологии проблемного обучения,
развития критического мышления;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, применение технологии «уроки
доброты»;
• применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся, использование
технологий деятельностного типа: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах,
которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых методов и технологий, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов (метод проектов),
что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей посредством
информационно-коммуникационных технологий, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
• нацеленость воспитательного потенциала урока на овладение обучающимися такими
компетенциями, которые позволят им самореализоваться в дальнейшей жизни, получать
удовольствие от процесса образования и достижения результатов (применение
компетентностного подхода в обучении).
• организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над
одноклассниками с ЗПР, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся с ЗПР в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся
возможность
приобрести
навык
самостоятельного
решения
практикоориентированных задач, навык обдумывания и высказывания собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное
взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и
предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и
многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение
музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление
интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов
России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную
культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление
развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
2. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения,
отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в
своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них;
активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих
конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в
дни праздничных мероприятий.
3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей
этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики;
придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в
процессе непосредственной музыкальной и учеб- ной деятельности, при подготовке внеклассных
концертов, фестивалей, конкурсов.
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей
действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание
ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в
разных видах искусства .
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной,
социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки
как искусства интонируемого смысла; овладение основными способа- ми исследовательской
деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой,
исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства,
использование доступного объёма специальной терминологии .
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия
произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в
процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение
осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать
адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе
повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.

7. Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в
учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению
профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности.
8. Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные
формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в
учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых, так и сверстников, в
том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере
музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства
нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать
внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки
управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать
основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других
элементов музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и
стили музыкального и других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных
средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра,
стиля;
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого
слухового наблюдения-исследования .
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание
музыки;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе
исполнительских и творческих задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных
процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных
произведений;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации
из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать,
интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица,
схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
Овладение
системой
универсальных
познавательных
действий
обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического
типа интеллектуальной деятельности – музыкального мышления.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность
словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать
настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать
культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации
публичного выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их
как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень
общения.
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения;
выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в
устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать
благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания
в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социальнопсихологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;

понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной
музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при
решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в
том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво
продвигаться к поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного
характера;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его
реализации;
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать
причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим
психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости),
отдыха (релаксации), концентрации внимания и т.д.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать
возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в
повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ
выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим
предпочтениям и вкусам;
признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на
ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных

навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения,
эмоционального душевного равновесия и т.д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности
в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном
включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
- осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства,
неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
- воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное
цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры,
испытывают гордость за них;
- сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной
идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на
слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей
национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим
поколениям музыкальной культуры своего народа);
- понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные
вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного,
иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка»,
сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» (ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ)
5 класс
Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»
Фольклор – народное творчество
Традиционная музыка – отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора
(игры, пляски, хороводы и др.).
Календарный фольклор
Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние – на
выбор учителя).
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Национальные истоки классической музыки
Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др.
Значение и роль композитора – основоположника национальной классической музыки.
Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка.
Музыкант и публика
Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и др.).
Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура
слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня.
Модуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Образы родной земли
Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения,
посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере
творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.).
Русская исполнительская школа
Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М.
Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном
городе. Конкурс имени П. И. Чайковского.
Модуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»

«Музыка и литература
Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки.
Колокольность в музыке русских композиторов. Единство слова и музыки в вокальных жанрах
(песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). Интонации рассказа, повествования
в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.). Программная музыка.
Музыка и живопись
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве
композиторов-классиков. Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства.
Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит – тембр, светлотность
– динамика и т. д. Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских
клавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядова и др.).
6 класс
Модуль «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ»
Россия – наш общий дом
Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших
соседей, музыка других регионов.
Фольклорные жанры
Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец.
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов
Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины
родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий.
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Музыка – зеркало эпохи
Искусство как отражение, с одной стороны – образа жизни, с другой – главных ценностей,
идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных
интонаций, жанров). Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества
И.С. Баха и Л. ван Бетховена.
Музыкальный образ
Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба
человека – судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и др.).
Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров).
Модуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Золотой век русской культуры
Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее
музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез
западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере
творчества М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др.).
История страны и народа в музыке русских композиторов
Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и
симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов –
членов «Могучей кучки», С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.).
Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Камерная музыка
Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и др.). Инструментальная
миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.). Одночастная, двухчастная, трёхчастная
репризная форма. Куплетная форма.
Циклические формы и жанры
Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип контраста. Прелюдия и
фуга. Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип
развития.

7 класс
Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»
Музыка — древнейший язык человечества
Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних. Древняя Греция –
колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и др.).
Музыкальный фольклор народов Европы
Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора. Отражение европейского
фольклора в творчестве профессиональных композиторов.
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Музыкальная драматургия
Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития:
повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма – строение музыкального произведения
Модуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»
Музыка и театр
Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л. ван Бетховена,
А.Г. Шнитке, Д.Д. Шостаковича и др.). Единство музыки, драматургии, сценической живописи,
хореографии
Музыка кино и телевидения
Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильмаоперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений
Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке)
Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Симфоническая музыка
Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония.
Модуль «ИСТОКИ И ОБРАЗЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙ
МУЗЫКИ»
Храмовый синтез искусств
Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение a capella / пение
в сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества,
Воскресения.
Развитие церковной музыки
Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной
записи Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции
(знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Полифония в западной и русской
духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием.
Музыкальные жанры богослужения
Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные
произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное
бдение.
8 класс
Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»
Семейный фольклор
Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни,
плачи-причитания.
Наш край сегодня
Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии).
Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.
Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Театральные жанры

Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты,
финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное
развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле.
Mодуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Русский балет
Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С.
Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские
сезоны.
Русская музыка – взгляд в будущее
Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е. Мурзина,
электронная музыка (на примере творчества А.Г. Шнитке, Э.Н. Артемьева и др.).
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Музыкальный стиль
Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приёмов,
музыкального языка. (На примере творчества В.А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шёнберга и др.).
Модуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ»
Джаз
Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг,
синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросо-ответная структура мотивов, гармоническая
сетка, импровизация).
Мюзикл
Особенности жанра. Классика жанра – мюзиклы середины XX века (на примере творчества
Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера и др.). Современные постановки в жанре мюзикла на
российской сцене.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБН6ОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» (ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ)
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка»,
сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
5 класс
Модуль «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов,
творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей
малой родины.
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных
стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры
наиболее известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских
композиторов;
характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков,
приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия
произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального
произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары
произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных
особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.
6 класс
Модуль «Народное музыкальное творчество России»:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному
фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх
региональных фольклорных традиций на выбор учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам
духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности
профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных
стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры
наиболее известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских
композиторов;
характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков,
приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические,
вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных,
инструментальных и музыкально-театральных жанров.
7 класс
Модуль «Музыка народов мира»:

определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской,
латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным
самобытным культурно-национальным традициям;
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам
духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и
жанров).
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных
стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры
наиболее известных сочинений.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические,
вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных,
инструментальных и музыкально-театральных жанров.
Модуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»:
различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной
музыки;
исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия
произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального
произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары
произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных
особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.
8 класс
Модуль «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов,
творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей
малой родины.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические,
вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;

выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных,
инструментальных и музыкально-театральных жанров.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских
композиторов;
характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков,
приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных
стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры
наиболее известных сочинений.
Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных
инструментов, входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.

Тематическое планирование предмета «Музыка»
5 класс

1.1

Фольклор
народное
творчество.

1.2

Календарный
фольклор.

Итого по модулю:

Практические
работы

Наименование
разделов и тем
программы

Контрольные
работы

№
п/п

Всего

Количество
часов

– 5

0

2

3

0

1

8

0

3

2.1

Образы родной
земли.

6

0

2

2.2

Русская
исполнительская

1

0

0

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Модуль 1. Музыка моего края
Разучивание и исполнение народных песен, Самооценка с
танцев, инструментальных наигрышей, использование
м «Оценочного
фольклорных игр.
листа».
Знакомство с символикой календарных Устный опрос.
обрядов,
поиск
информации
о
соответствующих фольклорных традициях.
Модуль 2. Русская классическая музыка
Разучивание, исполнение не менее одного
вокального произведения, сочинённого
русским
композитором-классиком;
Рисование по мотивам прослушанных
музыкальных произведений.
Слушание одних и тех же произведений в
исполнении разных музыкантов, оценка

Устный опрос;
Самооценка с
использование
м «Оценочного
листа».
Самооценка с
использование

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

https://resh.edu.ru/subject/l
esson/7421/start/314766/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/7420/start/298442/

https://resh.edu.ru/subject/les
son/7423/start/255279/

https://resh.edu.ru/subject/les
son/7431/start/291880/

особенностей интерпретации.

школа.
Итого по модулю:

7

0

2
3

3.1

Национальные
истоки
классической
музыки.

8

0

3.2

Музыкант и
публика.

2

0

10

0

5

0

Итого по модулю:
4.1

Музыка и
литература.

Модуль 3. Европейская классическая музыка
Знакомство с образцами музыки разных
жанров, типичных для рассматриваемых
национальных
стилей,
творчества
изучаемых композиторов; Определение на
слух характерных интонаций, ритмов,
элементов
музыкального
языка,
умение напеть наиболее яркие интонации,
прохлопать ритмические примеры из числа
изучаемых классических произведений;
Разучивание, исполнение не менее одного
вокального произведения, сочинённого
композитором-классиком
(из
числа
изучаемых в данном разделе).
Знание и соблюдение общепринятых норм
1
слушания музыки, правил поведения в
концертном зале, театре оперы и балета;
Создание
тематической
подборки
музыкальных произведений для домашнего
прослушивания.
4

м «Оценочного
листа».

Устный опрос; https://resh.edu.ru/subject/les
Самооценка с son/7422/start/255314/
использование
м
«Оценочного
листа».

Самооценка с https://resh.edu.ru/subject/les
использование son/7427/start/305962/
м «Оценочного
листа».

Модуль 4. Связь музыки с другими видами искусства
Знакомство с образцами вокальной и Устный опрос.
2
инструментальной
музыки;
Импровизация, сочинение мелодий на
основе стихотворных строк, сравнение
своих
вариантов
с
мелодиями,
сочинёнными

https://resh.edu.ru/subject/les
son/7419/start/255185/

4.2

Музыка и живопись.

Итого по модулю:
Резерв:
Общее количество часов
по программе:

4

0

1

9

0

3

34

0

12

композиторами
(метод
«Сочинение
сочинённого»);
Сочинение рассказа, стихотворения под
впечатлением
от
восприятия
инструментального
музыкального
произведения.
Знакомство
с
музыкальными
произведениями программной музыки.
Выявление интонаций изобразительного
характера; Разучивание, исполнение песни
с
элементами
изобразительности.
Сочинение к ней ритмического и шумового
аккомпанемента
с
целью
усиления
изобразительного эффекта; Рисование под
впечатлением от восприятия музыки
программно-изобразительного характера.

Самооценка с
использование
м «Оценочного
листа».

https://resh.edu.ru/subject/les
son/7432/start/302923/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/7429/start/255055/

6 класс

1.1

1.2

Россия – наш общий
дом.

0

Золотой век русской
культуры.

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

8

Модуль 1. Народное музыкальное творчество России
Посещение концерта, спектакля (просмотр Самооценка с
2
фильма,
телепередачи), использование
посвящённого данной теме;
м «Оценочного
Обсуждение в классе и/или письменная листа».
рецензия
по
результатам просмотра.
Сравнение
аутентичного Устный опрос.
0
1
звучания фольклора и фольклорных
мелодий в композиторской обработке.
Разучивание, исполнение народной песни
в композиторской обработке.
0
3

3

0

Фольклор в творчестве 3
профессиональных
композиторов.

Итого по модулю:
2.1

5

Практические работы

Наименование
разделов и тем
программы

Контрольные работы

№
п/п

Всего

Количество часов

1

Модуль 2. Русская классическая музыка
Разучивание, исполнение не менее одного
вокального произведения лирического
характера,
сочинённого
русским
композитором-классиком.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

https://resh.edu.ru/subject/l
esson/7166/start/254667/
https://resh.edu.ru/subject/l
esson/7167/start/254442
https://resh.edu.ru/subject/l
esson/7165/start/291944/

Устный опрос; https://resh.edu.ru/subject/l
Самооценка с esson/7163/start/254346/
использование
м «Оценочного
листа».

2.2

История страны и
народа в музыке
русских
композиторов.

Итого по модулю:

4

0

1

7

0

2

3.1

Музыка – зеркало
эпохи.

7

0

3.2

Музыкальный образ.

3

0

10

0

Итого по модулю:
4.1

4.2

Камерная музыка.

Циклические
формы и жанры.

3

6

0

0

Знакомство с шедеврами русской музыки
XIX—XX
веков,
анализ
художественного
содержания
и
способов выражения патриотической
идеи, гражданского пафоса.

Самооценка с https://resh.edu.ru/subject/l
использование esson/7168/start/315709/
м «Оценочного
листа».

Модуль 3. Европейская классическая музыка
Знакомство с образцами полифонической Устный опрос;
3
и гомофонно-гармонической музыки.
Самооценка с
использование
м
«Оценочного
листа».
Узнавание на слух мелодий, интонаций, Самооценка с
1
ритмов, элементов музыкального языка использование
изучаемых классических произведений, м «Оценочного
умение напеть их наиболее яркие темы, листа».
ритмо-интонации.
4
Модуль 4. Жанры музыкального искусства
Выражение музыкального образа амерной Устный опрос.
1
миниатюры через устный или письменный
текст, рисунок, пластический этюд.

2

https://resh.edu.ru/subject/l
esson/7169/start/308396/
https://resh.edu.ru/subject/l
esson/7162/start/254378/

https://resh.edu.ru/subject/l
esson/7164/start/315677/

https://resh.edu.ru/subject/l
esson/7173/start/254410/
https://resh.edu.ru/subject/l
esson/7174/start/315914/

https://resh.edu.ru/subject/l
esson/7172/start/315948/
миниатюр; Самооценка с https://resh.edu.ru/subject/l
основного использование esson/7175/start/315980/

Знакомство
с
циклом
Определение
принципа,
художественного замысла цикла.

м «Оценочного
https://resh.edu.ru/subject/l
листа».

esson/7171/start/292008/
https://resh.edu.ru/subject/l
esson/7176/start/281849/
https://resh.edu.ru/subject/l
esson/7177/start/302987/
Итого по модулю:

9

0

3

34

0

12

Резерв:
Общее количество часов по
программе:

7 класс

Практические работы

Наименование
разделов и тем
программы

Контрольные работы

№
п/п

Всего

Количество часов

1.1

Музыка –
древнейший язык
человечества.

5

0

2

1.2

Музыкальный
фольклор народов

3

0

1

Виды деятельности

Модуль 1. Музыка народов мира
Экскурсия
в
музей
(реальный
или
виртуальный) с экспозицией музыкальных
артефактов древности, последующий пересказ
полученной информации.

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Самооценка с https://www.youtube.com/wat
использование ch?v=M9Opg0Zy2NA&t=9s
м «Оценочного
листа».

Выявление общего и особенного при Устный опрос.
сравнении изучаемых образцов европейского

https://www.youtube.com/wat
ch?v=j2qskSJ7O1I

Европы.
Итого по модулю:

фольклора и фольклора народов России.
8

2.1

Храмовый синтез
искусств.

3

2.2

Музыкальные
жанры
богослужения.

4

Итого по модулю:
3.1

Музыкальный
образ.

Итого по модулю:

7

0

3

Модуль 2. Истоки и образы русской и европейской духовной музыки
Повторение, обобщение и систематизация Устный опрос;
0
1
знаний
о
христианской
культуре Самооценка с
западноевропейской традиции и русского использование
православия, полученных на уроках музыки и м «Оценочного
ОРКСЭ в начальной школе. Осознание листа».
единства музыки со словом, живописью,
скульптурой, архитектурой как сочетания
разных проявлений единого мировоззрения,
основной идеи христианства.
Слушание духовной музыки. Определение на Самооценка с
0
1
слух: состава исполнителей, типа фактуры использование
(хоральный
склад, м «Оценочного
полифония),принадлежности к русской или листа».
западноевропейской религиозной традиции.
0
2

5

0

2

5

0

2

5

0

2

Модуль 3. Европейская классическая музыка
Знакомство
с
произведениями
композиторов —
венских
классиков,
композиторов-романтиков, сравнение образов
их
произведений.
Сопереживание
музыкальному образу, идентификация с
лирическим героем произведения.

https://www.youtube.com/wat
ch?v=FvMONJXDuZ0&t=8s

https://resh.edu.ru/subject/less
on/3170/start/

Устный опрос;
Самооценка с https://resh.edu.ru/subject/less
использование on/3176/start/
м
«Оценочного
листа».

Модуль 4. Жанры музыкального искусства

4.1

Симфоническая
музыка.

Знакомство с образцами симфонической Самооценка с
музыки:
программной
увертюры, использование
классической четырехчастной симфонии.
м «Оценочного
листа».

https://resh.edu.ru/subject/less
on/3181/start/
https://resh.edu.ru/subject/less
on/3185/start/

Итого по модулю:
5.1

5.2

Музыка и театр.

Музыка кино и
телевидения.

Итого по модулю:

5

0

3

0

2
Модуль 5. Связь музыки с другими видами искусства
Знакомство с образцами музыки, созданной Устный опрос.
1
отечественными
и
зарубежными
композиторами
для драматического театра.

6

0

2

9

0

3

34

0

12

Разучивание, исполнение песни из фильма.

https://resh.edu.ru/subject/less
on/3248/start/
https://resh.edu.ru/subject/less
on/3250/start/

Самооценка с
использование https://resh.edu.ru/subject/less
м «Оценочного on/3179/start/
листа».

Резерв:
Общее количество часов по
программе:

8 класс

1.1

Семейный фольклор.

5

0

Практические работы

Наименование
разделов и тем
программы

Контрольные работы

№
п/п

Всего

Количество часов

2

Виды деятельности

Модуль 1. Музыка моего края
Знакомство с фольклорными

Виды,
формы
контроля

жанрами Самооценка

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1.2

Наш край сегодня.

Итого по модулю:
2.1

Театральные жанры.

Итого по модулю:

3.1

Русский балет.

3

0

1

8

0

3

4

0

1

4

0

1

4

0

семейного цикла. Изучение особенностей их
исполнения и звучания. Определение на слух
жанровой
принадлежности,
анализ
символики традиционных образов.

с
использован
ием
«Оценочног
о
листа».
и
исполнение
гимна Устный
города;
песен
местных опрос.

https://infourok.ru/prezenta
ciya-po-muzike-na-temusemeynobitovoy-folklor3817834.html

Разучивание
республики,
композиторов.

https://www.youtube.com/
watch?v=PWbKoIrChE&t=5s

Модуль 2. Жанры музыкального искусства
Различение, определение на слух: тембров
голосов оперных певцов, оркестровых групп,
тембров инструментов,т ипа номера (соло,
дуэт, хор и т. д.).

Устный
опрос;
Самооценка
с
использован
ием
«Оценочног
о листа».

Модуль 3. Русская классическая музыка
Поиск информации о постановках балетных Устный
1
спектаклей, гастролях российских балетных опрос;
трупп за рубежом.
Самооценка
с
использован
ием
«Оценочног
о
листа».

https://resh.edu.ru/subject/l
esson/3193/start/
https://resh.edu.ru/subject/l
esson/3190/start/
https://resh.edu.ru/subject/l
esson/3412/start/

https://resh.edu.ru/subject/l
esson/3192/start/
https://resh.edu.ru/subject/l
esson/3188/start/

Итого по модулю:

4

0

1
Модуль 4. Европейская классическая музыка

4.1

Музыкальный стиль.

Итого по модулю:
5.1

Русская музыка –
взгляд в будущее.

Итого по модулю:

4

4
5

5

6.1

Джаз.

4

6.2

Мюзикл.

5

0

0
0

0

1

Обобщение и систематизация знаний о
различных проявлениях музыкального стиля
(стиль композитора, национальный стиль,
стиль эпохи и т. д.).

Самооценка
с
использован
ием
«Оценочног
о
листа».

1
Модуль 5. Русская классическая музыка
Знакомство с музыкой отечественных Устный
2
композиторов XX века, эстетическими и опрос.
технологическими идеями по расширению
возможностей и средств музыкального
искусства.
2

Модуль 6. Современная музыка: основные жанры и направления
0
2
Разучивание, исполнение одной из
Устный
«вечнозелёных» джазовых тем. Элементы
опрос.
ритмической и вокальной импровизации на
её основе.
0

https://resh.edu.ru/subject/l
esson/3355/start/

2

Анализ рекламных объявлений о премьерах
мюзиклов в современных СМИ.

Устный
опрос;
Самооценка
с
использован
ием

https://resh.edu.ru/subject/l
esson/3411/start/

https://www.youtube.com/
watch?v=pY7t8gPjftk

https://resh.edu.ru/subject/l
esson/3405/start/
https://resh.edu.ru/subject/l
esson/3187/start/

«Оценочног
о
листа».
Итого по модулю:

9

0

4

34

0

12

Резерв:
Общее количество часов по
программе:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА:
Музыка, 5 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»; 2019.
Музыка, 6 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»; 2019.
Музыка, 7 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»; 2019.
Музыка, 8 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»; 2019.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс [Ноты]: пособие для учителя /
сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс [Ноты]: пособие для учителя /
сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс [Ноты]: пособие для учителя /
сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 8 класс [Ноты]: пособие для учителя /
сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.
Музыка. Фонохрестоматия. 5 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П.
Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Музыка. Фонохрестоматия. 6 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П.
Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Музыка. Фонохрестоматия. 7 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П.
Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Музыка. Фонохрестоматия. 8 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П.
Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.
Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Г.П. Сергеева,
Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 126 с.
Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6 классы / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - 3-е
изд. - М.: Просвещение, 2019. - 230 г.
Уроки музыки. Поурочные разработки. 7-8 классы / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - 3-е
изд. - М.: Просвещение, 2019. - 331 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:
1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453552f31d9b164
2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа:
http://school-collection.edu.ru
5. Российская Электронная Школа
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
Классная магнитная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран,
МФУ.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:
Классная магнитная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный
экран, МФУ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».