МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Каменск-Уральская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Ул. Лермонтова, д. 2, Каменск-Уральский ГО, Свердловская область, 623414 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ОДНКНР» для обучающихся 5-9 классов Составители: М.А. Пазлиева, зам.директора Основы духовно-нравственной культуры народов России ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), ФОП ООО, адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее –ПАООП ООО ЗПР), программой воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Общая характеристика учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» входит в предметную область «Общественно-научные предметы». Он направлен на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностного отношения к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе, ценить и гордиться своей Родиной, проявлять уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, бережно относиться к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» имеет интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и социализацию подростка при особом внимании к его социально-эмоциональному развитию. В этой связи учебный предмет играет большую роль в формировании сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР, создавая предпосылки для формирования целостной картины общества, основ духовной культуры, общероссийской гражданской и культурной идентичности, патриотизма, социальной ответственности. Осмысление и применение полученных на уроках знаний позволит продуктивно решать типичные задачи в области социальных отношений, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере, соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и принятыми в российском обществе правилами и нормами. Программа отражает содержание обучения предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России», осмысление и усвоение информации морально-нравственного характера представляет определенную сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями их эмоционально-волевой сферы, мыслительной деятельности, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом к предметному и социальному миру, низким уровнем речевого развития. Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучащихся с ЗПР: учебный материал преподносить небольшими порциями, изыскивать способы адаптации трудных заданий; применять алгоритмы, дополнительную визуальную поддержку, опорные схемы при решении учебно-познавательных задач и работе с учебной информацией; использовать разностороннюю проработку учебного материала, стимулировать применение навыков и компетенций в различных жизненных ситуациях; увеличить долю практико-ориентированного материала, связанного с жизненным опытом обучающегося с ЗПР; использовать разнообразие и вариативность предъявления и объяснения учебного материала при трудностях в усвоении и переработке информации. Цели и задачи изучения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Специальной целью изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обучающимися с ЗПР является их приобщение к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач: расширение и систематизация знаний и представлений обучающихся с ЗПР о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при освоении программы начального общего образования; формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества; формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьей, страной; воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры; развитие информационной культуры обучающихся с ЗПР. Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», направленные на социально-эмоциональное развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальных условиях. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» входит в предметную область «Общественно-научные предметы» и является обязательным для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение учебного предмета, составляет 68 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю). Рабочая программа по учебному предмету сформирована с учетом рабочей программы воспитания ГБОУ СО «Каменск-Уральская школа» модуля «Урочная деятельность» (пункт 2.3.4.2. адатированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ЗПР). Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации посредством применения методов и технологии нравственного воспитания: этические беседы, метод коррекции поведения, метод стимулирования, метод игровых ситуаций, методы воздействия на эмоциональную сферу; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения посредством элементов технологии проблемного обучения, развития критического мышления; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, применение технологии «уроки доброты»; • применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся, использование технологий деятельностного типа: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; • включение в урок игровых методов и технологий, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов (метод проектов), что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей посредством информационно-коммуникационных технологий, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; • нацеленость воспитательного потенциала урока на овладение обучающимися такими компетенциями, которые позволят им самореализоваться в дальнейшей жизни, получать удовольствие от процесса образования и достижения результатов (применение компетентностного подхода в обучении). • организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над одноклассниками с ЗПР, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся с ЗПР в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения практикоориентированных задач, навык обдумывания и высказывания собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» 5 класс Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовнонравственной культуре народов России. Тема 2. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов. Тема 3. Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык. Тема 5. Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России. Тема 6. Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества. Тема 7. Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека. Тема 12. Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства. Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей. 12 Примерная рабочая программа Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений. Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22. Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества. Тема 25. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России. Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах. Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов 6 КЛАСС (34 ч) Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1. Мир культуры: его структура. Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научнотехнический прогресс как один из источников формирования социального облика общества. Тема 2. Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России. Тема 3. История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России. Тема 4. Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Тема 5. Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей. Тема 6. Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации. Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей. Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни. Тема 10. Взросление человека в культуре народов России. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность. Тема 11. Религия как источник нравственности. Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовнонравственных ценностей. Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна? Тема 14. Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта. Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15. Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда. Тема 16. Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь. Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь. Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания. Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества. Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага. Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России. Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий. Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом. Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных. Тема 24. Моя профессия (практическое занятие). Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии. Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Тема 25. Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина. Тема 26. Патриотизм. Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма. Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть. Тема 28. Государство. Россия — наша Родина. Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность. Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела. Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека. Тема32. Человек и культура (проект). Тема 33-34. Итоговый проект: «Что значит быть человеком?». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: воспитание у обучающихся с ЗПР российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений, готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней); развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; понимание ценности отечественного религиозного искусства; установка на осмысление чужого опыта, собственных наблюдений и поступков; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; способность осознавать эмоциональное состояние себя и других, управлять собственным эмоциональным состоянием; принятие себя и других без осуждения; признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха; умение оценивать собственные возможности, склонности и интересы; готовность брать на себя инициативу в повседневных бытовых делах и нести ответственность за результат своей работы; умение критически оценивать полученную от собеседника информацию; освоение культурных форм выражения своих чувств, мыслей, потребностей; умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; способность регулировать свое поведение и эмоциональные реакции в разных социальных ситуациях (на экскурсии в храм, музей); освоение необходимых социальных ритуалов, связанных с религиозными традициями (одежда при посещении храмов, поведение, приветствие в религиозные праздники и т.п.). МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями: осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать ее, ориентируясь на учителя и одноклассников; осуществлять поиск и анализ необходимой информации из разных источников для решения учебных задач; понимать культурную информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; умение переводить ее в словесную форму; сопоставлять после предварительного анализа информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать ее. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; распознавать невербальные средства общения, прогнозировать конфликтные ситуации, смягчая конфликты; с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осуществлять помощь одноклассникам; выполнять свою часть работы, достигать качественного результата и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт; принимать и разделять ответственность и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи; понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующие дальнейшей работы; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; осознавать невозможность контролировать все вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения обучающимися программы учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в соответствии с ФГОС ООО, должны обеспечивать: понимание вклада представителей различных народов России в формирования ее цивилизационного наследия; понимание ценности многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; поддержку интереса к традициям собственного народа и народов, проживающих в Российской Федерации; знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества народов Российской Федерации; формирование уважительного отношения к национальным и этническим ценностям, религиозным чувствам народов Российской Федерации; осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия; формирование представлений об образцах и примерах традиционного духовного наследия народов Российской Федерации. В ходе изучения учебного предмета обучающийся научится: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов с опорой на план/вопросы/ключевые слова; кратко высказываться о главной мысли прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя; сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов с опорой на план/вопросы/ключевые слова; проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями с опорой на план/вопросы/ключевые слова; участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры; создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя с опорой на ключевые слова/план/вопросы; кратко высказываться о поступках реальных лиц, героев произведений, высказываниях известных личностей; работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей; использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры; высказывать предположения после предварительного анализа о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека; оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; работать с историческими источниками и документами с опорой на алгоритм учебных действий. Воспитательный потенциал учебных предметов основного общего образования реализуется через: привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Тематическое планирование 5 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Раздел 1. «Россия — наш общий дом» «Россия — наш общий 1.1 10 дом» Итого по разделу: 10 Контрол ьные работы Практиче ские работы 0 0.5 0 Раздел2. Семья и духовно-нравственные ценности» 0,5 Вид деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые образовательные ресурсы) -знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России; - иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны; - понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовнонравственным развитием личности и социальным поведением. -иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования; - знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий; - понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость устный опрос, практическая работа http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s ubject/3/ https://uchi.ru/ 2.1 «Семья и духовнонравственные ценности» Итого по разделу: 6 6 0 0 0.5 - знать и понимать смысл термина «семья»; - иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье; - осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени; - уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурноисторическими условиями её существования; - понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»; - осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль; - понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства. - знать и уметь объяснить понятие «Родина»; - осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»; 6 понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения; -обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества. - иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений; - знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса; - уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи; -осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов. 0,5 Раздел 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Устный опрос; тестирование, практическая работа http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s ubject/3/ https://uchi.ru/ 3.1 «Духовно-нравственное богатство личности» 3 3 Итого по разделу: Раздел 4. «Культурное единство России» 4.1 «Культурное единство 13 России» 0 0.5 0 0 - знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовнонравственной культуры; - уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры; - понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества; - знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре. - знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости; - осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве; - обосновывать важность творчества как реализацию духовнонравственных ценностей человека; - доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса; - знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества. - знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека; - обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла; - понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким». Устный опрос; тестирование, практическая работа -понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты; - иметь представление о значении и функциях изучения истории; - осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. - знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовнонравственного долга гражданина и патриота. -знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества; - рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка; -обосновывать и доказывать важность литературы как культурного Устный опрос, Письменный контроль, тестирование http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s ubject/3/ https://uchi.ru/ 0,5 1 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s ubject/3/ https://uchi.ru/ явления, как формы трансляции культурных ценностей; - находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях. - иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества; - понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия; - знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей. Итого по разделу: Раздел 5. Обобщение 5.1 Повторение по курсу 13 0 2 1 1 1 3,5 Итого по разделу: 2 Общее количество часов: 34 1 Виды деятельности по изученным разделам; тестирование http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s ubject/3/ https://uchi.ru/ Вид деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые образовательные ресурсы) - знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления; - понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений; - уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно- нравственным состоянием общества; - понимать зависимость социальных процессов от культурноисторических процессов; - уметь объяснить взаимосвязь между научно- устный опрос, практическая работа, письменный контроль http://scoolcollection.edu.ru 6 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. . «Культура как социальность» 1.1 «Культура как социальность» Количество часов Всего Контрол ьные работы Практиче ские работы 8 0 0.5 https://resh.edu.ru/s ubject/3/ https://uchi.ru/ техническим прогрессом и этапами развития социума. характеризовать административно-территориальное деление России; - знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России; - понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов; - объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу; - понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; -демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; -характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины. Итого по разделу: 8 Раздел 2. . «Человек и его отражение в культуре» 2.1 «Человек и его отражение в 6 культуре» 0 0 0,5 0,5 - объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека; -осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными ценностями; -понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь; - обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах; - характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность», «право» и «долг»; - понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед идеологией индивидуализма; - приводить примеры идеалов человека в историкокультурном пространстве современной России. - устный опрос, практическая работа, письменный контроль http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s ubject/3/ https://uchi.ru/ понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза; - характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека для гармоничного развития и существования на каждом из этапов; - обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты социальной изоляции; -знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми. - характеризовать нравственный потенциал религии; - знать и уметь излагать нравственные принципы государствообразующих конфессий России; - знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях современной России; -уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества. Итого по разделу: Раздел 3. «Человек как член общества» 3.1 «Человек как член общества» 6 0 10 0 0,5 0,5 - характеризовать важность труда и его роль в современном обществе; - соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»; - объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; понимать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя; - оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда; осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд; - объяснять важность труда и его экономической стоимости; - знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оценка труда». устный опрос, практическая работа, письменный контроль http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s ubject/3/ https://uchi.ru/ - характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»; - понимать отличия подвига на войне и в мирное время; - уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества; - знать и называть героев современного общества и исторических личностей; - обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание последствий. - характеризовать понятие «социальные отношения»; - понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию; - осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности; - обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы; - обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности; - понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте. Итого по разделу: Раздел 4. «Родина и патриотизм» 4.1 «Родина и патриотизм» 10 0 0,5 8 0 1,5 - характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь; понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания; - понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина. - характеризовать понятие «патриотизм»; - приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе; - различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре; устный опрос, практическая работа, письменный контроль http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s ubject/3/ https://uchi.ru/ - уметь обосновывать важность патриотизма. -характеризовать понятия «война» и «мир»; -доказывать важность сохранения мира и согласия; -обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина; - понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре; - характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений. - характеризовать грани взаимодействия человека и культуры; -уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры; -показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние; - характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Итого по разделу: Раздел 5. Обобщение 5.1 Повторение по курсу Итого по разделу: Общее количество часов: 8 0 1,5 2 2 1 1 34 1 Виды деятельности по изученным разделам; 4 тестирование, письменный контроль http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/s ubject/3/ https://uchi.ru/