1
Программа оценки личностных результатов
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся
универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
• самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие
и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской
идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание
своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать
себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
• смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для
себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и
социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания»
и стремления к преодолению этого разрыва;
• морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на
их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной
децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её
разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего
образования строится вокруг оценки:
• сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в
эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательной организации;
• ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание
нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с
учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как
пример для подражания;
• сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю,
осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира;
развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
• сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои
достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
• сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и
способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения
результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
• знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек
зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий
других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения (былостало) обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов. Под социальной жизненной компетенцией младшего школьника с задержкой психического развития понимается способность ребенка
ориентироваться в повседневных жизненных ситуациях, решать возникающие типичные и
нестандартные задачи, опираясь на присвоенные социальные ценности и развитые личностные
ориентации, используя приобретенные умения и навыки, учебный и жизненный опыт.
Вступление в младший школьный возраст предполагает изменение социальной ситуации
развития ребенка, приобщает младшего школьника к общественной жизни. Успешность в
2
образовательной деятельности, в социальном взаимодействии с окружающими обеспечивают
возрастные новообразования, такие как: мотивация достижения, способность к произвольной
регуляции поведения и саморегуляции, адекватная самооценка, которая является регулятором
поведения и деятельности. Эти личностные образования рассматриваются как показатели
социальных жизненных компетенций у обучающихся начальных классов с ЗПР.
Программа оценки личностных результатов обучающихся с ЗПР составлена на основе
требований, сформулированных ФГОС НОО ОВЗ обучающихся с ЗПР, с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Цель программы: оценка продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и
обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Задачи:
- изучить личностные результаты освоения АООП начального общего образования;
- определить критерии и параметры оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся;
- разработать систему бальной оценки результатов;
- подобрать материалы для проведения процедуры оценки личностных результатов;
- разработать индивидуальную карту развития социальных (жизненных) умений обучающегося для фиксирования результатов оценки личностных результатов.
Программа оценки включает:
- полный перечень личностных результатов, которые выступают в качестве критериев
оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся;
- перечень критериев и параметров оценки каждого результата;
- систему балльной оценки результатов;
- индивидуальную карту развития социальных (жизненных) умений обучающегося;
- дневник ученика;
- карта исследования индивидуально-личностных качеств и социальных (жизненных)
умений обучающегося;
- материалы для проведения процедуры оценки личностных результатов;
- Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
НОО обучающихся с ОВЗ.
Для оценки продвижения обучающегося с ЗПР в овладении социальными (жизненными)
компетенциями будет применяться метод экспертной оценки, который представляет собой
процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Данная
группа объединяет всех участников образовательного процесса – тех, кто обучает, воспитывает
и тесно контактирует с ребёнком. Состав экспертной группы определяется Школой и должен
включать педагогических работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагоговпсихологов, учителей-дефектологов, социальных педагогов), которые хорошо знают обучающегося. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП
НОО следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой
оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных
социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в
форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах:
Оценки продвижения динамики:
0 баллов – нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании
динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник
3
наблюдения), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного
развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным
компетенциям.
Основной формой работы участников экспертной группы является психологопедагогический консилиум.
Оценка личностных результатов проводится в два этапа 1 раз в год. Первый проводится
индивидуально с каждым учеником. Осуществлять процедуру оценивания может педагогпсихолог, учитель-логопед, учитель начальной школы. Для оценки личностных результатов
используется «Карта исследования индивидуально-личностных качеств и социальных (жизненных) умений обучающегося».
1 балл (низкий уровень) – не сформированы умения и навыки;
2 балла (уровень ниже среднего) – недостаточно развиты умения и навыки;
3 балла (средний уровень) – волнообразная динамика развития умений и навыков;
4 балла (достаточный уровень) – в достаточной степени развиты умения и навыки.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития
социальных (жизненных) умений обучающегося, что позволяет не только представить полную
картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие
изменений по отдельным жизненным компетенциям.
На заключительном этапе для оценки продвижения обучающегося с ЗПР в овладении социальными (жизненными) компетенциями применяется метод экспертной оценки, который
представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов
(экспертов). Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с ЗПР
АООП НОО учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой
оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных
социальных средах (школьной и семейной).
Результаты оценки личностных результатов заносятся в «Индивидуальную карту развития
социальных (жизненных) умений обучающегося». Результаты анализа представлены в форме
удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах.
Перечень личностных результатов, которые выступают в качестве критериев оценки
Требования к личностным результатам
Достижение требований
Осознание себя как гражданина России; форУченик осознаёт свою принадлежность к
мирование чувства гордости за свою Родину,
своей стране - России, к своему народу.
российский народ и историю России
Отвечает на вопросы:
Что связывает тебя с родными, друзьями;
с родной природой, с Родиной? Какой язык и
какие традиции являются для тебя родными и
почему? Что обозначает для тебя любить и
беречь родную землю, родной язык? Знает и с
уважением относится к Государственным
символам России. Сопереживает радостям и
бедам своего народа и проявляет эти чувства в
добрых
поступках.
Формирование целостного, социально ориенУченик воспринимает планету Земля как
тированного взгляда на мир в его органичном
общий дом для многих народов, принимает
единстве природной и социальной частей;
как данность и с уважением относится к
разнообразию народных традиций, культур,
религий.
Выстраивает отношения, общение со
сверстниками, несмотря на национальную
принадлежность, на основе общекультурных
4
принципов, уважать иное мнение историю и
культуру других.
Овладение начальными навыками адаптации в Ученик умеет выстраивать добропорядинамично изменяющемся и развивающемся мире;
дочные отношения в учебном коллективе, в
коллективах групп продлённого дня, дополнительного образования, во временных творческих группах.
Принятие и освоение социальной роли обучаУченик воспринимает важность (ценющегося, формирование и развитие социально ность) учёбы как интеллектуального труда и
значимых мотивов учебной деятельности;
познания нового. Ответы на вопрос: для чего
он учится, отражают учебную мотивацию.
Ученик активно участвует в процессе
обучения, выходит на постановку собственных образовательных целей и задач.
Развитие адекватных представлений о собУченик осмысленно относится к тому,
ственных возможностях, о насущно необходимомчто делает, знает, для чего он это делает,
жизнеобеспечении;
соотносит свои действия и поступки со
своими возможностями. Различает «что я
хочу» и «что я могу». Может обратиться за
помощью, осваивает навыки самообслуживания.
Формирование эстетических потребностей,
Ученик умеет различать «красивое» и
ценностей и чувств;
«некрасивое», ощущает потребность в
«прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в
отношениях к людям, к результатам труда.
Развитие этических чувств, доброжелательно- Ученик понимает ценности нравственсти и эмоционально-нравственной отзывчивости, ных норм, закреплённых в языке народа, для
понимания и сопереживания чувствам других
жизни и здоровья человека, умеет соотносить
людей;
эти нормы с поступками как собственных, так
и окружающих людей. Ученик проявляет
доброжелательность в отношении к другим,
эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране.
Развитие навыков сотрудничества со взрослы- Ученик позитивно участвует в коллекми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
тивной и групповой работе учащихся, умеет
входить в коммуникацию со взрослыми
людьми, соблюдает в повседневной жизни
нормы речевого этикета и правила устного
общения (обращение, вежливые слова). В
ситуации конфликта ищет пути его равноправного, ненасильственного преодоления.
Формирование установки на безопасный, здо- Ученик ориентирован на здоровый образ
ровый образ жизни, наличие мотивации к творче-жизни, придерживается здорового режима
скому труду, работе на результат, бережному
дня, активно участвует в физкультурноотношению к материальным и духовным ценностям;
оздоровительных мероприятиях, имеет
увлечение к творческому труду или спортивным занятиям. Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
Формирование уважительного отношения к
Ученик учится уважительно относиться
иному мнению, истории и культуре других народов;
к иному мнению, умению слушать. Воспиты-
5
вает в себе толерантность (уважение).
Овладение социально-бытовыми умениями,
Ученик осваивает навыки самообслужииспользуемыми в повседневной жизни;
вания дома и в школе, стремится к самостоятельности и независимости в быту и помощи
другим людям, знакомство с ТБ: обращение с
электроприборами, правила поведения на
дороге, в транспорте и при общении с
незнакомыми людьми. Знакомство с правилами поведения.
Владение навыками коммуникации и приняУченик развивает устную и школе, с
тыми ритуалами социального взаимодействия, в том
уставом, эмблемой школы, с правами и
числе с использованием информационных технолописьменную коммуникацию, способность к
гий;
осмысленному чтению и письму. Овладевает
правилами общения, умения активно слушать,
обратиться с просьбой, проблемой. Развивает
умения корректно выразить свои чувства,
отказ недовольство;
Способность к осмыслению и дифференциаУченик развивает любознательность,
ции картины мира, ее временно-пространственнойспособность замечать новое и задавать
организации;
вопросы, включаться в исследовательскую
деятельность. Ученик развивает умение
передавать свои впечатления, умозаключения
так, чтобы быть понятыми другими, умение
делиться своими мыслями.
Способность к осмыслению социального
Ученик учится выделять качества людей,
окружения, своего места в нем, принятие соответ-которых можно назвать хорошим/плохим
ствующих возрасту ценностей и социальных ролей; хозяином; усваивает обоснование
необходимости бережного отношения к любой
собственности, проявление бережного
отношение к вещам, предметам труда людей;
своей и чужой собственности; получает
познание необходимости труда в жизни
человека.
Критерии и параметры оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся
Направление «Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях»
Адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по
вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания
ребёнка в школе, представлений о своих нуждах и правах в организации обучения:
- Умение различать социальные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь
для её разрешения, и те, где помощь со стороны не требуется.
- Умение адекватно оценивать свои силы, осознавать и контролировать ограничения, связанные с состоянием здоровья (понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке,
приёме медицинских препаратов).
- Умение преодолевать стеснительность или пассивность при необходимости
обратиться за помощью в решении проблем жизнеобеспечения.
- Умение точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз для ее определения (меня мутит; терпеть нет сил; у меня болит …; извините, эту прививку мне делать
нельзя; извините, сладкие фрукты мне нельзя, у меня аллергия на …).
6
- Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области
жизнеобеспечения.
- Умение написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата
(близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему (Я забыл ключи,
жду тебя у подъезда. У меня болит живот, забери меня из школы и др.).
- Умение различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её
разрешения, с ситуациями, в которых можно найти решение самому.
- Умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать
запрос о специальной помощи (повторите, пожалуйста, задание; можно, я пересяду, мне не
видно и т. п.).
- Умение использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю.
Направление «Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни»
Сформированность активной позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы в овладении
навыками самообслуживания: дома и в школе, стремления
- Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.
- Умение устанавливать причинно-следственные зависимости в явлениях окружающей
действительности, находить причину бытового явления и предвидеть нежелательные последствия.
Освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел
(покупка продуктов, приготовление еды, покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды,
поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.), понимание предназначения
окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях
домашняя жизнь может быть устроена по- разному
- Уточненные представления об устройстве домашней жизни; умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни. Прогресс оценивается по овладению
бытовыми навыками, наличию постоянных и удовлетворительно выполняемых обязанностей.
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми
- Адекватные представления об устройстве школьной жизни. Освоение установленных
норм школьного поведения (на уроке, на перемене, в школьной столовой, на прогулке). Умение
ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные
школьные дела, брать на себя ответственность.
- Прогресс ребёнка в этом направлении.
Сформированность стремления участвовать в устройстве праздника, понимания значения праздника дома и в школе, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными
- Усвоение и осмысление годового цикла семейных и школьных праздников,
осмысление их значения и особенностей.
- Стремление ребёнка включаться в подготовку и проведение праздника, потребность и
умение выбирать и предлагать форму своего участия в этой деятельности.
Направление «Овладение навыками коммуникации»
Сформированность знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных
для ребёнка житейских ситуациях
- Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную,
невербальную) как средство достижения цели.
- Развитие произносительной стороны речи, умение осуществлять самоконтроль за произношением в процессе коммуникации.
7
- Умение вступить в разговор, задать вопрос, сформулировать просьбу, выразить свои
намерения, завершить разговор. Умение слушать собеседника, вести разговор по правилам
диалогической речи, получать и уточнять информацию от собеседника.
- Умение корректно и адекватно выразить отказ, недовольство, проявить сочувствие, благодарность, признательность и т.п.
- Умение распознавать и дифференцировать ситуации коммуникативного взаимодействия
(делового и неформального; со взрослыми и со сверстниками), использовать соответствующие
им формы коммуникации (например, уважительно обращаться и соблюдать «дистанцию» в
общении со взрослыми; не прерывать без необходимости разговор других людей).
- Умение пренебречь этими правилами при возникновении неотложной ситуации, требующей немедленного обращения.
- Умение отделять существенное от второстепенного в коммуникации, извлекать значимую информацию, умение удерживаться в контексте коммуникации.
- Проявление интереса к обмену впечатлениями, активизация попыток разделить их с
близкими: поделиться переживаниями о происходящем в данный момент и попытки рассказать
о событиях своей жизни неизвестных собеседнику.
- Наличие успешного опыта использования развернутой коммуникации в процессе обучения (развернутый ответ на уроке, пересказ усвоенного материала своими словами).
- Стремление самостоятельно выстраивать коммуникацию и разрешать конфликты со
сверстниками при помощи коммуникации.
- Освоение культурных форм выражения своих чувств
Расширение и обогащение опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении
- Расширение круга ситуаций (выход за рамки школьных и домашних взаимодействий), в
которых ребенок может применять усвоенные коммуникативные умения и навыки как средство
достижения цели.
Направление «Дифференциация и осмысление картины мира»
Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об
опасности и безопасности
- Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для
себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.
- Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером
наличной ситуации. Умение прогнозировать последствия неправильного, неаккуратного,
неосторожного использования вещей.
- Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома
и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и
др.
Сформированность целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и
пространстве, адекватно возрасту ребёнка. Формирование умения ребёнка устанавливать
связь между ходом собственной жизни и природным порядком
- Умение ориентироваться в реалиях природных.
- Умение устанавливать взаимосвязь между объектами и явлениями окружающей природной и социальной действительности (понимать, что «будет обязательно», «бывает»,
«иногда может быть», «не бывает», «не может быть»).
- Умение прогнозировать последствия воздействия природных явлений (дождь, гроза,
снегопад, гололед и др.) и избегать нежелательных последствий.
Сформированность внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности
- Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое,
задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.
- Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание условий собственной результативности.
8
- Умение осуществлять поиск необходимой информации для решения социальных задач,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов.
- Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков, устанавливать причинно-следственные связи в наблюдаемом круге явлений,
строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте; устанавливать аналогии и
логические связи в явлениях и событиях повседневной жизни.
- Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий, умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в
т.ч. с помощью инструментов ИКТ.
Способность ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать
чужой опыт, делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности
(игра, чтение, рисунок, как коммуникация)
- Умение в понятной для окружающих форме передавать свои впечатления, соображения,
умозаключения.
- Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей.
- Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими
людьми.
Направление «Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей»
Сформированность представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях
и с людьми разного социального статуса
- Представления об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых
формах поведения в обществе.
- Стремление к соблюдению правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми
разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми
и т. д.
Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов
- Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы.
- Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умение корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от
нежелательного контакта.
- Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение
- Овладение способностью правильно реагировать на похвалу и порицание со стороны
взрослого, адекватно воспринимать оценки и замечания учителя.
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения
- Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.
- Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.
- Умение применять формы выражения своих чувств соответственно
ситуации социального контакта и статусу участников взаимодействия
Система балльной оценки результатов
Личностные результаты представлены в виде балльной шкалы, где определенному
баллу соответствует уровень проявления личностных результатов.
Уровни сформированности социальных (жизненных) компетенций
Дифференциация и осмысление картины мира
Низкий – 1 балл
Проявляет
неадекватность
бытового
поведения
с
точки
зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; для сохранности окружающей предметной
и природной среды.
С трудом умеет или не умеет использовать вещи в соответствии с их функциями, приня-
9
тым порядком и характером наличной ситуации.
Не умеет прогнозировать последствия неправильного, неаккуратного, неосторожного использования вещей.
С трудом умеет или не умеет ориентироваться в реалиях природных явлений, устанавливать взаимосвязь между объектами и явлениями окружающей природной и социальной
действительности.
С трудом умеет или не умеет прогнозировать последствия воздействия природных явлений и избегать нежелательных последствий.
Не развиты любознательность, наблюдательность, способность замечать новое, задавать
вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.
Не проявляет активности во взаимодействии с миром, не проявляет умения понимать
условия собственной результативности.
С трудом умеет или не умеет осуществлять поиск необходимой информации для решения
социальных задач, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.
С трудом умеет или не умеет осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков, устанавливать причинно- следственные связи в наблюдаемом
круге явлений, строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте; устанавливать аналогии и логические связи в явлениях и событиях повседневной жизни.
Отсутствует накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий, с
трудом или не умеет осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в т.ч. с помощью инструментов ИКТ.
С трудом умеет или не умеет в понятной для окружающих форме передавать свои
впечатления, соображения, умозаключения.
С трудом умеет или не умеет принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт
других людей.
С трудом умеет или не умеет делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.
Ниже среднего – 2 балла
Может проявлять неадекватность бытового поведения с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и
природной среды.
С трудом может использовать вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком
и характером наличной ситуации.
С трудом может прогнозировать последствия неправильного, неаккуратного, неосторожного использования вещей.
С трудом может ориентироваться в реалиях природных явлений, устанавливать взаимосвязь между объектами и явлениями окружающей природной и социальной действительности.
С трудом может прогнозировать последствия воздействия природных явлений и избегать
нежелательных последствий.
Плохо развиты любознательность, наблюдательность, способность замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.
Не проявляет активности во взаимодействии с миром, с трудом понимает условия собственной результативности.
С трудом может осуществлять поиск необходимой информации для решения социальных
задач, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.
С трудом осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков, устанавливает причинно-следственные связи в наблюдаемом круге явлений, строит
рассуждения в форме связей простых суждений об объекте; устанавливает аналогии и логические связи в явлениях и событиях повседневной жизни.
Несущественное накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий, с трудом может осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в т.ч. с помощью инструментов ИКТ.
10
С трудом умеет в понятной для окружающих форме передавать свои впечатления, соображения, умозаключения.
С трудом может принимать и включать в свой личный опыт, жизненный опыт других
людей.
С трудом делится своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.
Средний уровень – 3 балла
Иногда может проявлять неадекватность бытового поведения с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и
природной среды.
В некоторых ситуациях затрудняется использовать вещи в соответствии с их функциями,
принятым порядком и характером наличной ситуации.
Не сразу может прогнозировать последствия неправильного, неаккуратного, неосторожного использования вещей.
Иногда затрудняется ориентироваться в реалиях природных явлений, устанавливать взаимосвязь между объектами и явлениями окружающей природной и социальной действительности.
Не сразу может прогнозировать последствия воздействия природных явлений и избегать
нежелательных последствий.
Проявляет некоторую любознательность, наблюдательность, способность замечать новое,
задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.
Не всегда активен во взаимодействии с миром, не всегда проявляет умение понимать условия собственной результативности.
Не сразу может осуществлять поиск необходимой информации для решения социальных
задач, выделять существенную информацию из сообщений разных видов. Иногда затрудняется
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков,
устанавливать причинно-следственные связи в наблюдаемом круге явлений, строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте; устанавливать аналогии и логические связи в
явлениях и событиях повседневной жизни.
Недостаточное накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий, иногда затрудняется осуществлять запись выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в т.ч. с помощью инструментов ИКТ.
Не всегда сразу умеет в понятной для окружающих форме передавать свои впечатления, соображения, умозаключения.
В некоторых случаях затрудняется
принимать и включать в свой личный
опыт жизненный опыт других людей.
Не всегда умеет поделиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами
с другими людьми.
Достаточный уровень – 4 балла
Проявляет адекватность бытового поведения с точки зрения опасности/безопасности и для
себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.
Легко и быстро умеет использовать вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации.
Достаточно быстро умеет прогнозировать последствия неправильного, неаккуратного, неосторожного использования вещей.
Неплохо умеет ориентироваться в реалиях природных явлений, устанавливать взаимосвязь между объектами и явлениями окружающей природной и социальной действительности.
Умеет прогнозировать последствия воздействия природных явлений и избегать нежелательных последствий.
В достаточной степени развиты любознательность, наблюдательность, способность замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую
деятельность.
Проявляет активность во взаимодействии с миром, проявляет умение понимать условия
11
собственной результативности.
Достаточно легко и быстро умеет осуществлять поиск необходимой информации для решения социальных задач, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.
Неплохо умеет осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи в наблюдаемом круге
явлений, строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте; устанавливать
аналогии и логические связи в явлениях и событиях повседневной жизни.
Достаточное накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий, с
легко умеет осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом, в т.ч. с помощью инструментов ИКТ.
Достаточно легко и быстро умеет в понятной для окружающих форме передавать свои
впечатления, соображения, умозаключения.
Пытается принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей.
Умеет делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях
Низкий – 1 балл
С трудом умеет или не умеет различать социальные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, и те, где помощь со стороны не требуется.
Требуется много времени или не умеет адекватно оценивать свои силы, осознавать и контролировать ограничения, связанные с состоянием здоровья.
С трудом умеет преодолевает стеснительность или пассивность при необходимости обратиться за помощью в решении проблем жизнеобеспечения.
Требуется много времени или не может точно описать возникшую проблему, не имеет
достаточный запас фраз для ее определения.
Требуется много времени или не может выделять ситуации, когда требуется привлечение
родителей, не может объяснить учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй
для принятия решения в области жизнеобеспечения.
Требуется много времени или не может написать при необходимости SMS- сообщение,
правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
С трудом различает учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её
разрешения, с ситуациями, в которых можно найти решение самому.
Практически не проявляет умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном
процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.
Испытывает трудности или не умеет использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю.
Ниже среднего – 2 балла
С трудом различает социальные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь
для её разрешения, и те, где помощь со стороны не требуется.
Требуется много времени, чтобы адекватно оценивать свои силы, осознавать и контролировать ограничения, связанные с состоянием здоровья.
С трудом преодолевает стеснительность или пассивность при необходимости обратиться
за помощью в решении проблем жизнеобеспечения.
С трудом может точно описать возникшую проблему, не имеет достаточный запас фраз
для ее определения.
С трудом может выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, с трудом
может объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия
решения в области жизнеобеспечения.
Требуется много времени, чтобы написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую
проблему.
12
С трудом различает учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её
разрешения, с ситуациями, в которых можно найти решение самому.
Проявляет слабое умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи.
Испытывает трудности при использовании помощи взрослого для разрешения затруднения, с трудом дает адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю.
Средний уровень – 3 балла
Иногда затрудняется различать социальные ситуации, в которых необходима посторонняя
помощь для её разрешения, и те, где помощь со стороны не требуется.
В некоторых случаях затрудняется адекватно оценивать свои силы, осознавать и контролировать ограничения, связанные с состоянием здоровья.
Иногда с трудом преодолевает стеснительность или пассивность при необходимости обратиться за помощью в решении проблем жизнеобеспечения.
Не всегда может точно описать возникшую проблему, не имеет достаточный запас фраз
для ее определения.
С трудом может выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, не сразу
может объяснить учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия
решения в области жизнеобеспечения.
Испытывает трудности при написании SMS-сообщений, при правильном выборе адресата
(близкого человека), иногда не может сразу корректно и точно сформулировать возникшую
проблему.
Не всегда различает учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для
её разрешения, с ситуациями, в которых можно найти решение самому.
Проявляет умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.
Иногда испытывает трудности при использовании помощи взрослого для разрешения затруднения, не сразу или не всегда дает адекватную обратную связь учителю: понимаю или не
понимаю.
Достаточный уровень – 4 балла
Достаточно легко и быстро может различать социальные ситуации, в которых необходима
посторонняя помощь для её разрешения, и те, где помощь со стороны не требуется.
Практически всегда может адекватно оценивать свои силы, осознавать и контролировать
ограничения, связанные с состоянием здоровья.
Практически всегда при необходимости может обратиться за помощью в решении проблем жизнеобеспечения.
Может точно описать возникшую проблему, имеет достаточный запас фраз для ее определения.
Достаточно легко и быстро может выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, практически сразу может объяснить учителю (работнику школы) необходимость
связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения.
Не испытывает трудности при написании SMS-сообщений, при правильном выборе адресата (близкого человека), практически всегда может сразу корректно и точно сформулировать
возникшую проблему.
Может различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её
разрешения, с ситуациями, в которых можно найти решение самому.
Проявляет умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.
Умеет использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, достаточно легко и
быстро дает адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю.
Дифференциация и осмысление адекватного возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей
Низкий – 1 балл
13
Практически не имеет представления об общественных нормах, не разграничивает социально-одобряемых и не одобряемых форм поведения в обществе.
Практически отсутствует стремление к соблюдению правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в
школе; с незнакомыми людьми и т. д.
Требуется много времени или не умеет адекватно использовать принятые в окружении
ребёнка социальные ритуалы.
С трудом вступает в контакт или не умеет общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, требуется много времени или не может корректно
привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, корректно выразить свои
чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.
Требуется много времени или не может овладеть способностью правильно реагировать на
похвалу и порицание со стороны взрослого, адекватно воспринимать оценки и замечания
учителя.
С трудом проявляет инициативу или не может корректно устанавливать и ограничивать
контакт.
Не проявляет умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.
Требуется много времени или не может применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта и статусу участников взаимодействия.
Ниже среднего – 2 балла
Имеет слабое представление об общественных нормах, с трудом или не разграничивает
социально одобряемых и не одобряемых форм поведения в обществе.
Практически отсутствует стремление к соблюдению правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в
школе; с незнакомыми людьми и т. д.
С трудом адекватно использует принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы.
С трудом вступает в контакт и проявляет слабые умения общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, с трудом может корректно привлечь к
себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, корректно выразить свои чувства,
отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.
С трудом может овладеть способностью правильно реагировать на похвалу и порицание
со стороны взрослого, адекватно воспринимать оценки и замечания учителя.
С трудом проявляет инициативу, затрудняется корректно устанавливать и ограничивать
контакт.
С трудом проявляет умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть
благодарным за проявление внимания и оказание помощи.
С трудом может применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта и статусу участников взаимодействия.
Средний уровень – 3 балла
Имеет недостаточное представление об общественных нормах, затрудняется разграничивать социально одобряемые и не одобряемые формы поведения в обществе.
Не всегда проявляет достаточное стремление к соблюдению правил поведения в разных
социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками
в школе; с незнакомыми людьми и т. д.
Иногда затрудняется адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные
ритуалы.
Не сразу вступает в контакт и иногда проявляет слабые умения общаться в соответствии с
возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, в некоторых случаях не может
корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, корректно
выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу,
опасение.
14
Иногда может испытывать трудности в овладении способностью правильно реагировать
на похвалу и порицание со стороны взрослого, адекватно воспринимать оценки и замечания
учителя.
Не всегда сам проявляет инициативу, иногда затрудняется корректно устанавливать и
ограничивать контакт.
Иногда испытывает трудности в проявлении умения не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. В некоторых случаях затрудняется
Достаточный уровень – 4 балла
Имеет представление об общественных нормах, правильно разграничивает социально
одобряемые и не одобряемые формы поведения в обществе.
Проявляет стремление к соблюдению правил поведения в разных социальных ситуациях с
людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми
людьми и т. д.
Достаточно легко и быстро использует принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы.
Легко и быстро вступает в контакт и проявляет умение общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, может корректно привлечь к себе
внимание, отстраниться от нежелательного контакта, корректно выразить свои чувства, отказ,
недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.
Способен правильно реагировать на похвалу и порицание со стороны взрослого, адекватно воспринимать оценки и замечания учителя.
Проявляет инициативу, может корректно устанавливать и ограничивать контакт.
Проявляет умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.
Достаточно легко может применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта и статусу участников взаимодействия.
Овладение навыками коммуникации
Низкий – 1 балл
Практически не может решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию
(вербальную, невербальную) как средство достижения цели.
Развитие произносительной стороны речи на низком уровне, умение осуществлять самоконтроль за произношением в процессе коммуникации практически отсутствует.
С трудом вступает в разговор, задает вопрос, формулирует просьбу, выражает свои намерения, завершает разговор.
Не обладает умением слушать собеседника, вести разговор по правилам диалогической
речи, получать и уточнять информацию от собеседника.
Не может корректно и адекватно выразить отказ, недовольство, проявить сочувствие, благодарность, признательность и т.п.
Не умеет распознавать и дифференцировать ситуации коммуникативного взаимодействия
(делового и неформального; со взрослыми и со сверстниками), использовать соответствующие
им формы коммуникации (например, уважительно обращаться и соблюдать «дистанцию» в
общении
со
взрослыми; не прерывать без необходимости разговор других людей).
С трудом может отделять существенное от второстепенного в коммуникации, извлекать
значимую информацию, умение удерживаться в контексте коммуникации.
Не проявляет интерес к обмену впечатлениями, не осуществляет попыток разделить их с
близкими: не умеет делиться переживаниями о происходящем в данный момент и рассказывать
о событиях своей жизни неизвестных собеседнику. Отсутствует успешный опыт использования
развернутой коммуникации в процессе обучения (развернутый ответ на уроке, пересказ
усвоенного материала своими словами).
Стремление самостоятельно выстраивать коммуникацию и разрешать конфликты со
15
сверстниками при помощи коммуникации не проявляет.
Освоение культурных форм выражения своих чувств отсутствует.
Ниже среднего – 2 балла
С трудом может решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели.
Развитие произносительной стороны речи на низком уровне, с трудом может осуществлять самоконтроль за произношением в процессе коммуникации.
С трудом вступает в разговор, требуется много времени, чтобы задать вопрос, сформулировать просьбу, выразить свои намерения, завершить разговор.
С трудом может слушать собеседника, вести разговор по правилам диалогической речи,
получать и уточнять информацию от собеседника.
Не может корректно и адекватно выразить отказ, недовольство, проявить сочувствие, благодарность, признательность и т.п.
С трудом может распознавать и дифференцировать ситуации коммуникативного взаимодействия (делового и неформального; со взрослыми и со сверстниками), использовать соответствующие им формы коммуникации (например, уважительно обращаться и соблюдать «дистанцию» в общении со взрослыми; не прерывать без необходимости разговор других людей).
С трудом может отделять существенное от второстепенного в коммуникации, извлекать
значимую информацию, умение удерживаться в контексте коммуникации.
Проявляет недостаточный интерес к обмену впечатлениями, активизации попыток разделить их с близкими не проявляет: с трудом может делиться переживаниями о происходящем в
данный момент и рассказывать о событиях своей жизни неизвестных собеседнику.
Отсутствует успешный опыт использования развернутой коммуникации в процессе обучения (развернутый ответ на уроке, пересказ усвоенного материала своими словами).
Стремление самостоятельно выстраивать коммуникацию и разрешать конфликты со
сверстниками при помощи коммуникации не проявляет.
Освоение культурных форм выражения своих чувств отсутствует.
Средний уровень – 3 балла
Может решать некоторые актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели.
Развитие произносительной стороны речи на среднем уровне, иногда затрудняется осуществлять самоконтроль за произношением в процессе коммуникации.
Вступает в разговор, иногда затрудняется задать вопрос, сформулировать просьбу, выразить свои намерения, завершить разговор.
Может слушать собеседника, вести разговор по правилам диалогической речи, получать и
уточнять информацию от собеседника.
В некоторых случаях затрудняется корректно и адекватно выразить отказ, недовольство,
проявить сочувствие, благодарность, признательность и т.п.
Может распознавать и дифференцировать ситуации коммуникативного взаимодействия
(делового и неформального; со взрослыми и со сверстниками), использовать соответствующие
им формы коммуникации (например, уважительно обращаться и соблюдать «дистанцию» в
общении со взрослыми; не прерывать без необходимости разговор других людей).
Может отделять существенное от второстепенного в коммуникации, извлекать значимую
информацию, умение удерживаться в контексте коммуникации.
Не всегда проявляет интерес к обмену впечатлениями, активизации попыток разделить их
с близкими: иногда затрудняется делиться переживаниями о происходящем в данный момент и
рассказывать о событиях своей жизни неизвестных собеседнику.
Успешный опыт использования развернутой коммуникации в процессе обучения (развернутый ответ на уроке, пересказ усвоенного материала своими словами) недостаточный.
Проявляет стремление самостоятельно выстраивать коммуникацию и разрешать конфликты со сверстниками при помощи коммуникации.
Освоение культурных форм выражения своих чувств на среднем уровне.
16
Достаточный уровень – 4 балла
Достаточно легко и быстро может решать некоторые актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели.
Развитие произносительной стороны речи на среднем уровне, может осуществлять самоконтроль за произношением в процессе коммуникации.
Легко вступает в разговор, задает вопрос, может сформулировать просьбу, выразить свои
намерения, завершить разговор.
Может слушать собеседника, вести разговор по правилам диалогической речи, получать и
уточнять информацию от собеседника.
Может корректно и адекватно выразить отказ, недовольство, проявить сочувствие, благодарность, признательность и т.п.
Может распознавать и дифференцировать ситуации коммуникативного взаимодействия
(делового и неформального; со взрослыми и со сверстниками), использовать соответствующие
им формы коммуникации (например, уважительно обращаться и соблюдать «дистанцию» в
общении со взрослыми; не прерывать без необходимости разговор других людей).
Может отделять существенное от второстепенного в коммуникации, извлекать значимую
информацию, умение удерживаться в контексте коммуникации.
Проявляет интерес к обмену впечатлениями, активизации попыток разделить их с близкими: легко делится переживаниями о происходящем в данный момент и рассказывает о
событиях своей жизни неизвестных собеседнику.
Существует успешный опыт использования развернутой коммуникации в процессе обучения (развернутый ответ на уроке, пересказ усвоенного материала своими словами).
Стремится самостоятельно выстраивать коммуникацию и разрешать конфликты со
сверстниками при помощи коммуникации. Осваивает культурные формы выражения своих
чувств.
Овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
Низкий – 1 балл
Практически отсутствует прогресс в самостоятельности и независимости в быту.
С трудом или не умеет устанавливать причинно-следственные зависимости в явлениях
окружающей действительности, находить причину бытового явления и предвидеть нежелательные последствия.
Представления об устройстве домашней жизни на низком уровне; требует много времени
или не умеет включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное
участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни.
Практически отсутствуют адекватные представления об устройстве школьной жизни.
Освоение установленных норм школьного поведения на низком уровне (на уроке, на перемене, в школьной столовой, на прогулке).
Требует много времени, чтобы ориентироваться в расписании занятий.
Практически не умеет включаться в разнообразные повседневные школьные дела, брать
на себя ответственность.
Требует много времени или совсем не усваивает и не осмысляет годовой цикл семейных и
школьных праздников, их значения и особенностей.
Практически отсутствует стремление ребёнка включаться в подготовку и проведение
праздника, низкая потребность и неумение выбирать и предлагать форму своего участия в этой
деятельности.
Ниже среднего – 2 балла
Практически отсутствует прогресс в самостоятельности и независимости в быту.
С трудом умеет устанавливать причинно-следственные зависимости в явлениях окружающей действительности, находить причину бытового явления и предвидеть нежелательные
последствия.
Представления об устройстве домашней жизни на низком уровне; требует много времени
для того, чтобы включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное
17
участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни.
Практически отсутствуют адекватные представления об устройстве школьной жизни.
Освоение установленных норм школьного поведения на низком уровне (на уроке, на перемене, в школьной столовой, на прогулке).
Требует много времени, чтобы ориентироваться в расписании занятий. С трудом умеет
включаться в разнообразные повседневные школьные дела, брать на себя ответственность.
С трудом усваивает и осмысляет годовой цикл семейных и школьных праздников, их
значения и особенностей.
Практически отсутствует стремление ребёнка включаться в подготовку и проведение
праздника, низкая потребность и неумение выбирать и предлагать форму своего участия в этой
деятельности.
Средний уровень – 3 балла
Заметен прогресс в самостоятельности и независимости в быту.
Иногда затрудняется устанавливать причинно-следственные зависимости в явлениях
окружающей действительности, находить причину бытового явления и предвидеть нежелательные последствия.
Представления об устройстве домашней жизни на среднем уровне; испытывает трудности
при включении в разнообразные повседневные дела, в некоторых случаях затрудняется
принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях
домашней жизни.
Адекватно представляет устройство школьной жизни. Освоение установленных норм
школьного поведения на среднем уровне (на уроке, на перемене, в школьной столовой, на
прогулке).
Может ориентироваться в расписании занятий.
Может включаться в разнообразные повседневные школьные дела, брать на себя ответственность.
Усваивает и осмысляет годовой цикл семейных и школьных праздников, их значения и
особенностей.
Иногда испытывает затруднения при включении в подготовку и проведение праздника,
потребность и умение выбирать и предлагать форму своего участия в этой деятельности на
среднем уровне.
Достаточный уровень – 4 балла
Заметен прогресс в самостоятельности и независимости в быту.
Достаточно легко и быстро устанавливает причинно-следственные зависимости в явлениях окружающей действительности, находит причину бытового явления и предвидит нежелательные последствия.
Имеет адекватные представления об устройстве домашней жизни; легко включается в
разнообразные повседневные дела, принимает в них посильное участие, может брать на себя
ответственность в каких-то областях домашней жизни.
Адекватно представляет устройство школьной жизни. Неплохо осваивает установленные
нормы школьного поведения (на уроке, на перемене, в школьной столовой, на прогулке).
Может легко и быстро ориентироваться в расписании занятий.
Может включаться в разнообразные повседневные школьные дела, брать на себя ответственность.
Усваивает и осмысляет годовой цикл семейных и школьных праздников, их значения и
особенностей.
Достаточно легко и быстро включается в подготовку и проведение праздника, имеет потребность и умение выбирать и предлагать форму своего участия в этой деятельности на
среднем уровне.
18
Индивидуальная карта развития социальных (жизненных) умений обучающихся
ФИО ученика, класс ______________________________________________
№
Направл
ение
Критерий
Цель
Показатель в баллах
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Вход Выхо Вход Выхо Вход Вых Вход Вых
д
д
од
од
1
«Дифференци- Умение
ация и осмыс- применять
ление картин ы знания
мира»
Выявление степени
необходимые необходимых знаний
Умение
применять элементарные
представления о природных
явлениях и
мире
2
«Развитие адек- Умение
ватных
пред- применять знания ТБ в
ставлений о
ситуациях опасных для
собственных
жизни
возможностях»
Выявление
и
оценивание
сформированности
личностного опыта
Выявление степени
знаний
ТБ,
готовность их
применять
Умение различать ситуа- Выявление
ции, которых можно
умения оценивать
доверять
различные
неотложные ситуации
3
«Дифференциация и
осмысление
адекватного
возраст у своего социального
окружения,
принятых ценностей и социальных ролей»
Умение
Выявление степени
отделять оценку поступ- дифференцика от оценки самого ации социчеловека
альных и
моральных норм
Умение определять возможные для себя и
окружающих
правила
поведения
Выявление
способности ребенка
оценивать
действия с
точки
зрения нарушения
и соблюдения общественных норм
в пределах возрастных возможностей.
19
4
«Овладение
навыка
ми коммуникации»
Умение разрешать Выявление способноконфликт со сверст- сти выделять нравником с помощью ственную сторону покоммуникации
ступков и умения
договариваться
Умение
слушать,
вести
разговор по правилам диалогической
речи
5
«Овладе- Умение
ние
применять
социаль- навыки
но-бытов самообслуживания
ми умения
ми,
используемыми
в
Умение ориентироповсеваться
дневной В устройстве
жизни» общества
Выявление
умения
слушать, задавать вопросы для уточнения
информации
Выявление
степени
сформированности
навыков самообслуживания в соответствии с
возрастом
и
возможностями.
Выявление
умений
ориентироваться в
устройстве
общества.
По пяти направлениям выделены по 2 основных критерия.
в достаточной степени развиты умения и
Уровень
– достаточный навыки
– средний
волнообразная
динамика
развития умений и навыков
– 4 балла – 1 критерий / 8
баллов – max количество
– 3 балла / 6
–ниже
недостаточно развиты умения и навыки
– 2 балла / 4
среднего
– низкий
не сформированы умения и навыки
– 1 балла / 2
Оценка продвижения ребёнка в овладении ЖК в условных баллах:
Основные критерии ЖК по 5 направлениям:
Материалы для проведения процедуры оценки личностных
результатов. Карта исследования
индивидуально-личностных качеств и социальных (жизненных) умений
обучающегося
ФИО
Возраст
класс
дата обследования_
1. Дифференциация и осмысление картины мира.
А. Усвоение элементарных представлений об окружающем мире:
20
Задание
4 балла
2 балла
1 балл
Знание
признаков различает
различает
времени
года, времена гоприродных явлений, да, какие
необходимой модели природные
поведения.
явления
характерны для
каждого
времени года,
объясняет как
следует
одеваться,
какую модель
поведения
выбрать
Путает признаки
времен года, не
может объяснить почему
следует одеваться соответственно погоде, иногда не выявляет
причинно- следственную связь
Не знает
почему следует
одеваться соответственно
погоде,
Дифференциация
времени суток.
Ориентируется
в режимных
моментах, но
затрудняется в
последователь
ности
выполнения
Затрудняется в
описании некоторых режимных
моментах их последовательнос
ти
Трудности в
распределении
режимных
моментов
различает
(знает)
опасные ситуации, но
не всегда
может объяснить почему -
Различает не все
ситуации,
выборочно, не
всегда может
объяснить почему
Трудности с
выделением
опасных
ситуаций
ориентируетсяв
режимных
моментах,
последовательно
сти выполнения
Дифференциация
Различает
жизненных ситуаций опасные и не
по критерию «опасно опасные
ситуации,
не
объясняет
опасно)
почему опасно.
3 балла
Итого:
Б. Выявление уровня знания Правил Дорожного Движения, умения их применять:
Инструкция: Посмотри картинки разложи по группам в одну «так делать можно», в другую – «так делать нельзя».
Вопросы
4 балла
3 балла
2 балла
1 балл
Как и где можно играть
Правильно
Правильно рас- Не
все
Не знает
детям?
распределяет пределяет ситуа- ситуации
правил ПДД
На какой свет можно пе- ситуации,
ции, затрудняет- распределяет
реходить дорогу?
объясняет
ся объяснить
верно
свой выбор
свой выбор
Итого:
2. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.
А. выявление уровня знания правил Техники безопасности, умения их применять:
Инструкция: Оцени ситуацию, которую ты видишь на картинках, подумай, что следует
сделать в этом случае, расскажи, какую службу следует вызвать по телефону, выбери из
картинок подходящую.
Номер
Ответ
В каких случаях обращаться
Баллы
службы
21
01
02
03
04
Итого:
Б. Умение различать ситуации, в которых можно доверять взрослым, от ситуаций,
в которых необходимо сказать «нет»:
Задача
Ответ ребенка
Вопросы педагога
Баллы
1. Ты играешь в песочнице.
К тебе подходит незнакомая женщина и говорит,
что она знакомая твоей
мамы. И предлагает отвести тебя к маме, так как
она не может прийти за
тобой, и просила тебя отвести к ней.
2. К тебе подходит незнакомый мужчина и предлагает сесть к нему в машину. Он говорит, что в машине у него лежит для тебя подарок: красивая машина. И он даст тебе ею
поиграть.
3. Ты находишься дома один.
В дверь раздаётся звонок.
Ты смотришь в глазок и видишь за дверью незнакомца.
Незнакомец говорит, что он
слесарь
и
ему
надо
проверить
4. В поликлинике детский
врач просит тебя раздеться для осмотра.
Итого:
Как ты поступишь?
Если твой друг
(подруга) пойдут с
чужой тетей, что
ты будешь де
лать?
Что ты сделаешь? Как
поступишь?
Если твой друг
(подруга) сядут
в машину, что
ты будешь де
лать?
Как поступишь?
Что надо делать в
этой ситуации?
Что ты сделаешь? Как
поступишь?
22
3. Дифференциации и осмысления адекватного возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.
А. Умение определять возможные для себя и окружающих правила поведения
Инструкция: Посмотри на изображения, назови ситуации, разбери картинки на две группы, как бы ты их назвал. Если ребенок дифференцирует плохие и хорошие поступки,
спросить, почему он так считает, и что можно сделать в данной ситуации, чтобы её исправить или не допустить.
4 балла
Дифференциа
ция поступков по критерию «хороший
различает плохие и
хорошие поступки,
объясняет
почему поступок плохой,
определяет
возможные для себя
и окружающих правила поведения
3 балла
различает (знает)
плохие поступки,
но не всегда может
объяснить почему «нельзя так делать»,
некоторые
«плохие» правила поведения считает для
себя и
2 балла
1 балл
различает не все
ситуации, выборочно, не всегда
может объяснить
почему так делать плохо
Итого:
Б. Умение отделять оценку поступка от оценки самого человека
Задачи
Выбор ребенка
трудности
с выделением
плохих поступков, не
может самостоятельно
оценить
Объяснения ребенка
– Ты торопишься на день Плохой мальчик… (1 баллов)
рождения в новом (чистом)наряде. Мимо проезжа- Он
это
сделал специально,
ет
мальчик
на
из вредности… (2 балла)
велосипеде
прямо
по
грязной
луже
и Мальчик хороший, просто он очень
обрызгивает тебя грязной торопится куда-то… (3 балла)
водой. Наряд испорчен.
Мальчик поступил не хорошо, он
Подарок намок.
Ты подолжен был извиниться… (4 балла)
думаешь,
что этот
мальчик:
Итого:
4. Овладение навыками коммуникации:
А. Умение поддерживать разговор (диалог), умения спрашивать и отвечать. Педагог в
процессе исследования оценивает следующее:
Параметры
4 балла
3 балла
2 балла
1 балл
Наличие смыслового При обращении
(тематического) объ- способен выдеединения несколь- лить смысловое
ких реплик, предзначение, может
ставляющее собой сформулировать
обмен мнениями,
адекватный отвысказываниями,
вет и задать
умение спрашивать вопрос по ситуи отвечать. Социаль- ации и легко
ная связь со взрос- идет на контакт
лым
При обращении
способен выделить смысловое
значение, может
ответить, но затрудняется
сформулировать
вопрос по теме
избирательно, но
чаще идет на
контакт
Ситуативно способен выделить
смысловое значение обращения, может ответить, но затрудняется
сформулировать
вопрос по теме
избирательно,
но чаще нет
Затрудняется
сформулировать
адекватный ответ и задать
вопрос
трудно идет на
контакт
23
Принимает помощь Да, всегда
взрослого.
Часто принимает Недостаточно
Не принимает
принимает,
помощь, не руредко
ководствуется
Использование не- Жесты, интоЖесты, интона- Жестами, инто- Заменяет
вербальных
нации
и ции, телодвиже- нацией
и речь жестами
средств общения
телодвижения ния помогают втелодвижениями полностью
(интонация, жесты, дополняют
затруднительных заменяет
и/или жесты
телодвижения)
(обогащают) ре- ситуациях (при- отдельные ренеадекватные
чевое высказы- поминаниях)
чевые обороты ситуации
вание
Использование
Достаточный
Преобладание
Использование эмбэлофразия
разговорного стиля словарный запас в речи разгов речи только
(слова- пара(использование
наличие логики и ворно-бытовой разговорнозиты), скудразговорной- быстройности из- лексики, недо- бытовой лекси- ный словарь
товой лексики,
ложения
статочный
ки, малый слоприсутствие несловарный запас варный запас,
полных
неполные
структуры высказываний
Итого:
Б. Выявление способности выделять нравственную сторону поступков и умения договариваться.
1. Ты играл (играла) в мяч, подошел незнакомый ребенок, взял твой мяч и тоже стал
в него играть. Что ты станешь делать?
1) заберу свой мяч
2) предложу играть вместе
3) пожалуюсь взрослому (учителю)
2. Ты бежал (бежала) и случайно сильно толкнул другого ребенка. Что ты станешь делать:
1) извинишься
2) сделаю вид, что не заметил и убегу
3) если меня толкнут в ответ, то дам сдачи
5. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
Выполнение
Баллы
Навыки самообслуживания
Умение ориентироваться в школьной жизни
Итого:
Примечания ___________________________________________________________
Рекомендации _________________________________________________________
Вторым методом оценки личностных результатов обучающихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио,
способствующего формированию у обучающихся с ЗПР культуры мышления, логики, умений
анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в
полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к.
24
оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и
образовательной деятельности школы.