Приложение 2

Оценка метапредметных результатов.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися УУД (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями
(составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность
решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного
общего образования.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося с
ЗПР в овладении регулятивными, коммуникативными и познавательными УУД.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов
образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части
учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального
общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов
проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового
характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на
межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
Уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных
формах:
- достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения
специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня
сформированности конкретного вида УУД;
- достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная
основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебнопрактических задач средствами учебных предметов;
- достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения
комплексных заданий на межпредметной основе.
Оценка метапредметных результатов осуществляется через оценку достижения планируемых результатов освоения АООП НОО, которые отражают совокупность познавательных,
коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности.
Оценка метапредметных результатов проводится с целью определения сформированности:
- познавательных универсальных учебных действий;
- коммуникативных
универсальных
учебных действий;
- регулятивных универсальных учебных действий.
Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся базовых логических действий, базовых исследовательских
действий, умений работать с информацией.
Овладение базовыми логическими действиями обеспечивает формирование у обучающихся умений:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
- устанавливать
причинно- следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.
Овладение
базовыми
исследовательскими действиями обеспечивает формирование у

обучающихся умений:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных учителем вопросов;
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях.
Работа с информацией как одно из познавательных универсальных учебных действий
обеспечивает сформированность у обучающихся умений:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся) правила информационной
безопасности при поиске в информацинно-телекоммуникационной сети Интернет (далееИнтернет);
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся таких групп умений, как общение и совместная деятельность.
Общение как одно из коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает
сформированность у обучающихся умений:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
- проявлять ув ажи т е ль н ое отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- подготавливать небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность как одно из коммуникативных универсальных учебных
действий обеспечивает сформированность у обучающихся умений:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;

- выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.
Овладение регулятивными универсальными учебными действиями согласно ФГОС НОО
предполагает формирование и оценку у обучающихся умений самоорганизации (планировать
действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий) и самоконтроля (устанавливать причины успеха (неудач) в учебной
деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок).
Основное содержание оценки метапредметных результатов при получении начального
общего образования строится вокруг умения учиться.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как:
- решение задач творческого и поискового характера, проверочные работы,
комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности УУД
(проводится согласно циклограмме на учебный год).
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется как
учителем в ходе текущей и промежуточной оценки по учебному предмету, так и администрацией образовательной организации в ходе мониторинга.
В учебном процессе отслеживается способность обучающихся разрешать учебные ситуации и выполнять учебные задачи, требующие владения познавательными, коммуникативными и
регулятивными действиями, реализуемыми в предметном преподавании.
В ходе мониторинга проводится оценка сформированности универсальных учебных действий. Содержание и периодичность мониторинга устанавливаются решением педагогического
совета образовательной организации. Инструментарий для оценки сформированности универсальных учебных действий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке функциональной грамотности, сформированности регулятивных,
коммуникативных и познавательных учебных действий.
Мониторинг освоения учебных программ и сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий может осуществляться на материалах учебников
и рабочих тетрадей, представленных на листах с проверочными и тренинговыми заданиями.
В учебниках даются отдельные задания на определённые предметные и метапредметные
умения, из которых педагог может компоновать проверочную работу. Проверочные работы
по предметам включают задания, проверяющие уровень освоения УУД на каждом этапе
обучения. Мониторинг сформированности метапредметных учебных умений предполагает
использование накопительной системы оценки в ходе текущего образовательного процесса. Для
этих целей в школе используется Портфель достижений.

Ученик:

ТАБЛИЦА ДИНАМИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
формирования УУД обучающихся с ЗПР
Класс:

Учитель:
Дата начала наблюдений:

Специалисты:
Дата конца наблюдений:

Баллы
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательбаллы начало конец
ные)
(УУД оценивают только в школьных ситуациях или во время проведения школьных мероприятий)
1. Мотивация к учебной деятельности
С удовольствием
ходит в школу на большинство
уроков, сформирована учебно-познавательная мотивация

4

Демонстрирует единичные протестные реакции (описать ка3
кие именно) в ситуации обучения в классе, но продолжает выполнять задания
Иногда демонстрирует протестные реакции (описать какие именно) на конкретных уроках (описать на каких именно) или при вы- 2
полнении определенных заданий (описать каких именно), отказ от
выполнения заданий
Часто демонстрирует выраженные протестные реакции (описать 1
какие именно) на конкретных уроках
(описать на каких именно), отказ от выполнения определенных заданий (описать каких именно)
Часто демонстрирует выраженные протестные реакции (опи0
сать какие именно), отказывается от выполнения заданий на
большинстве уроков
2. Соблюдение норм и правил поведения (школа, общественные места)
Примеры дезадаптивного поведения:
выкрикивает с места, кричит, бегает по классу, выбегает из класса, сползает под стол,
бросает вещи на пол и пр.
– проявляет физическую агрессию (бьет, кусает и пр.) по отношению к учителю,
сверстникам;
– проявляет вербальную агрессию (ругается, сквернословит, обзывается и пр.) по отношению к учителю, сверстникам;
– проявляет аутоагрессию (кусает себя, бьет, рвет волосы и пр.);
– специально ломает, портит предметы в классе, школе, у одноклассников или учителя
Соблюдает нормы и правила поведения, как в школе, так и в обще4
ственных местах на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным
развитием
Соблюдает установленные нормы и правила поведения в школе. Изредка
нуждается в незначительной по мощи со стороны взрослого. В незнако- 3
мой ситуации способен ориентироваться на модель поведения другого человека: «Посмотри, как ведет себя мальчик. Веди себя так же».
Самостоятельно
соблюдает правила
поведения
в структурированной ситуации (урок). В неструктурированной ситуации (пе2
ремена, столовая, экскурсия и пр.), непредвиденная смена помещения
или педагога, нуждается в контроле со стороны взрослого
Соблюдает школьные нормы и правила поведения только при посто1
янном контроле со стороны взрослого
Не соблюдает большинство правил поведения (например, выбегает из 0
класса, не соблюдает очередь и пр.) в школе и в общественных местах даже при постоянном контроле взрослого
3. Самостоятельность (степень участия взрослого, тьютора)
–

Способен действовать самостоятельно на уровне, ожидаемом для сверстни- 4
ков с типичным развитием
Способен действовать самостоятельно. Поддержка взрослого необхо3
дима в новых (каких именно), незнакомых ситуациях
Нуждается в сопровождении тьютора только в некоторых ситуациях
2
(описать каких именно) и на некото- рых уроках (описать на каких
именно)

Нуждается в постоянном присутствии тьютора на всех уроках и в течение 1
всех режимных моментов, но некоторые действия ребенок способен выполнить самостоятельно (описать какие именно)
Нуждается в постоянном сопровождении и помощи тьютора (макси0
мальная степень участия тьютора)
4. Овладение начальными навыками адаптации к изменениям
Легко адаптируется к изменениям в классе, в школе (порядок уроков, место классе и пр.) на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием
Демонстрирует негативные реакции (описать какие именно) на
конкретные единичные изменения (какие). (Например, хочет сидеть на
определенном месте в столовой и пр.)
Иногда
демонстрирует
негативные
реакции
(описать какие именно), на изменения (какие), легко успокаивается
Бурно реагирует (описать как именно) даже на незначительные изменения (какие), но легко успокаивается
Бурно реагирует (описать как именно) даже на незначительные изменения (какие) в классе, в школе, с трудом успокаивается
5. Умение ориентироваться в пространстве класса, школы

4

Самостоятельно ориентируется в пространстве класса, школы

4

Самостоятельно ориентируется в пространстве класса, в большинстве случаев способен найти необходимое помещение в школе
Самостоятельно ориентируется в пространстве класса. При передвижениях
по школе нуждается в помощи взрослого, изредка ориентируется на визуальные подсказки
Ориентируется
в
пространстве
класса
при
использовании визуальных подсказок
Не ориентируется в пространстве класса, школы
6.Умение организовать учебное пространство
Может самостоятельно приготовиться к определенному уроку или в качестве подсказки способен использовать модель поведения другого человека. Самостоятельно поддерживает порядок на рабочем месте на уровне,
ожидаемом для сверстников с типичным развитием
Способен самостоятельно приготовиться к уроку, ориентируясь на фронтальную инструкцию. Не способен в качестве подсказки использовать
модель поведения другого человека
Готовится к уроку и соблюдает порядок на рабочем месте, в основном
ориентируется на фронтальную инструкцию, но может нуждаться в частичной помощи взрослого
Готовится к уроку и соблюдает порядок на рабочем месте при частичной помощи со стороны взрослого, но ориентируется на инструкцию,
обращенную персонально к нему
Нуждается
в постоянной
помощи
со стороны взрослого
при организации учебного пространства
7. Умение принимать учебную задачу

3

Понимает и принимает большинство фронтальных и индивидуальных
учебных инструкций
Понимает и принимает знакомые фронтальные инструкции, иногда требуется индивидуальное дублирование

4

3

2
1
0

2

1
0

4

3

2

1

0

3

Понимает и принимает инструкции, подкрепленные жестом или визуальной подсказкой
Не приступает к выполнению задания самостоятельно. Нуждается в персональной, неоднократно повторенной учебной инструкции
Не приступает к выполнению задания самостоятельно. Нуждается в физической поддержке взрослого (например, взрослый сидит рядом, берет руку ученика и они пишут вместе слово)
8. Умение сохранять учебную задачу

2
1
0

Самостоятельно выполняет знакомое задание до конца
4
Эпизодически прекращает выполнение задания, но самостоятельно спосо- 3
бен к продолжению учебной деятельности
Эпизодически прекращает выполнение задания. Нуждается во внешнем
2
побуждении к продолжению учебной деятельности только для сложного
или продолжительного задания
Эпизодически прекращает выполнение задания. Нуждается в по1
стоянном внешнем побуждении к продолжению учебной деятельности
Нуждается в постоянном внешнем побуждении к продолжению учебной
0
деятельности при выполнении большинства заданий
9. Способность добиваться результата
Прикладывает усилия для получения результата, проявляет настойчивость, 4
добивается результата на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным
развитием
При необходимости прикладывать усилия для достижения результата,
3
встречаясь с трудностями, сразу обращается за помощью, не делает попыток добиться результата самостоятельно
При необходимости прикладывать усилия для достижения результата,
2
встречаясь с трудностями, протестует и отказывается от выполнения задания
Как правило, начинает выполнять задание, но при необходимости при1
кладывать малейшие усилия для достижения результата, встречаясь с
трудностями, прекращает деятельность
Не начинает выполнять задание, если оно ему кажется сложным и не об0
ращается за помощью
10. Оценивание правильности выполнения действий в соответствии с поставленной
задачей (поиск ошибок)
Самостоятельно проверяет и находит ошибки на уровне, ожидаемом для
4
сверстников с типичным развитием
Способен
найти
самостоятельно
незначительное
количе- 3
ство ошибок
Самостоятельно найти ошибки не способен, может найти ошибки при ми2
нимальной помощи учителя
Способен найти единичные ошибки при постоянной помощи со стороны
1
взрослого
Не способен находить ошибки, не понимает, что от него требуется
0
11. Восприятие оценки учителя и одноклассников (отметка, оценка как похвала/порицание)
Адекватно воспринимает оценку, как учителя, так и одноклассников на
4
уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием

Адекватно воспринимает оценку учителя. Чрезмерно эмоционально реаги- 3
рует на негативную оценку сверстников
Эпизодически
излишне
эмоционально
реагирует
на оцен- 2
ку (плачет, чрезмерно расстраивается)
Ребенок принимает только положительную (с его точки зрения) оценку
1
своей деятельности. В случае неприятия оценки бурно реагирует (проявляет агрессию, плачет и пр.).
Безразличен к внешней оценке (учителя, одноклассников)
0
12. Перенос (генерализация) знаний, умений и навыков
Легко использует усвоенные знания и сформированные навыки в новых ситуациях на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным
развитием, не нуждается в специальном обучении для этого
Способен в основном самостоятельно переносить знания и навыки в аналогичную среду, но иногда нуждается в специальном обучении
Способен к переносу единичных усвоенных знаний и навыков в аналогичную среду без специального обучения, но в основном нуждается в
таком обучении
Нуждается в специальном обучении, чтобы переносить хорошо усвоенные знания и отработанные навыки в аналогичную учебную ситуацию
Не использует сформированные навыки и усвоенные знания в новых
ситуациях
13. Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми
Вместе с другими планирует и участвует в совместных мероприятиях
(совместная игра, соревнование, другая совместная деятельность) на
уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием
При планировании совместной деятельности соглашается на предложения других, но во время деятельности эпизодически начинает
выполнять действия без ориентации на партнеров
При планировании совместной деятельности настаивает на своем, не
учитывает интересы и пожелания других. В случае отказа принять его
требования, может избегать совместной деятельности
Эпизодически (самостоятельно или с помощью взрослого) включается в
совместную деятельность, но быстро теряет интерес
Избегает совместной деятельности. Может бурно реагировать (описать
как именно) при попытках включения его в совместную деятельность
14. Использование коммуникативных средств
Адекватно выражает просьбу, отказ, просит о помощи в любых ситуациях
с разными людьми на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным
развитием
Адекватно выражает просьбу, отказ, просит о помощи. В новых (каких
именно) ситуациях требуется напоминание
Может выражать просьбу, отказ, просит о помощи и пр. Иногда требуется напоминание в привычных для ребенка ситуациях
Способен выражать просьбу, отказ, просить помощь доступными средствами при наличии поддержки со стороны взрослого. Эпизодически
использует крик или другие формы нежелательного поведения (описать
какие именно)
Не владеет навыком выражения просьб (в том числе просьбе о помощи)
либо использует с этой целью нежелательные формы поведения (какие
именно).

4

3
2

1
0

4

3

2

1
0

4

3
2

1

0

15. Умение вести диалог
Умеет адекватно начинать и завершать диалог, учитывать интересы собеседника, придерживаться темы диалога на уровне, ожидаемом для
сверстников с типичным развитием
Может в течение некоторого времени поддерживать диалог на тему, предложенную собеседником
Предпочитает говорить на интересующие его темы, не учитывая мнение
собеседника
Иногда инициирует диалог с другими людьми.
Самостоятельно диалог не инициирует. Способен отвечать на вопросы других людей
16. Умение задавать вопросы
Задает вопросы разным людям в адекватной форме для получения необходимой информации на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным
развитием
Задает вопросы знакомым взрослым и сверстникам для получения необходимой информации
Задает некоторые вопросы для получения необходимой информации,
но только взрослым. Вопросы сверстникам может задать только с поддержкой взрослого
Часто стереотипно повторяет один и то же вопрос даже в тех случаях,
когда на них уже был получен ответ
Практически не задает вопросы
17. Эмоциональная отзывчивость, сопереживание
Выражает сочувствие и проявляет заботу по отношению к другим людям
(в том числе помогает, радуется за их успехи и пр.) на уровне, ожидаемом
для сверстников с типичным развитием
Выражает сочувствие и проявляет заботу по отношению к другим людям. Понимает причины некоторых эмоциональных состояний других
людей
Замечает эмоциональное состояние других людей. Иногда выражает
сочувствие и проявляет заботу по отношению к другим людям
Иногда проявляет интерес к эмоциям других (смотрит, подходит, комментирует, пр.)
Отсутствует реакция на чувства и переживания других людей, либо реагирует специфическим образом (плачет, смеется и пр.)
18. Умение организовать собственную деятельность (перемена, досуг)
Организует собственную деятельность, в том числе опираясь на модель
поведения другого человека на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием. Часто выбирает себе такое же занятие, что и окружающие, занимается им продолжительное время
Самостоятельно организует свою деятельность, способен заниматься
чем-либо продолжительное время, но деятельность носит достаточно
стереотипный характер
Нуждается в незначительной помощи со стороны взрослого при организации деятельности. Самостоятельно, либо после подсказки выбирает себе простое занятие. Может быстро пресыщаться и менять один вид деятельности на другой

4

3
2
1
0

4

3
2

1
0
4

3

2
1
0

4

3

2

Самостоятельно организовать собственную деятельность не может. Способен заняться какой-либо деятельностью только при постоянном
внешнем стимулировании со стороны взрослого
Не способен самостоятельно организовать свою деятельность. Будучи
предоставлен самому себе демонстрирует полевое поведение и/или
множественную аутостимуляцию. Попытка предложить ему какое- либо
занятие не приводят к успеху (полевое поведение, аутостимуляция либо
просто стоит).
Замечает эмоциональное состояние других людей. Иногда выражает
сочувствие и проявляет заботу по отношению к другим людям
Иногда проявляет интерес к эмоциям других (смотрит, подходит, комментирует, пр.)
Отсутствует реакция на чувства и переживания других людей, либо реагирует специфическим образом (плачет, смеется и пр.)

1

0

2
1
0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».