Учебный план
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
вариант 7.2
ГБОУ СО «Каменск-Уральская школа»
на 2025-2026 учебный год
Место предоставления образовательных услуг: ул.Уральская, 31
Пояснительная записка
В соответствии с ч.22 ст.2 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с
изменениями (далее – ФЗ-273), «учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и,
если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ФЗ-273), формы промежуточной аттестации обучающихся».
Нормативными основаниями формирования учебного плана образовательного учреждения являются:
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012г № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
2. Федеральный закон от 24.09.2022 г № 371 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» и ст. 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
3. Закон Свердловской области от 15.07.2013г № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями);
4. Приказ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
5. Приказ от 24.11.2022 г № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации, регистрационный номер 72654 от 21.03.2023 г;
6. Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 г № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства Просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
(зарегистрирован в Минюсте России 15.08.2024, регистрационный номер 79163);
7. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"(постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28);
8. СанПиН 1.2.3685-21"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания" (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2);
9. Устав государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области «Каменск-Уральская школа,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»;
10. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования ГБОУ СО «Каменск-Уральская
школа».
Учебный план 1 класса на 2025-2026 учебный год составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
(вариант 7.2)
Федеральный учебный план для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
В федеральном учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание
учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом образовательных
потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью
коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Федеральный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей
современного образования обучающихся с ЗПР:
- формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие
обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующем уровне основного общего образования;
- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Организация образовательного процесса в ГБОУ СО «Каменск – Уральская школа» предусматривает выбор разных видов
деятельности по каждому предмету, который определяется характером организ ации доступной деятельности (предметнопрактической, учебной, экскурсии и т. д.) обучающихся с ЗПР. Реализация дифференцированного, деятельностного подходов в
образовании обучающихся с ЗПР, как процесса организации познавательной и предметно -практической деятельности, обеспечивают
овладение ими содержанием образования.
Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов, курсов, дисциплин , на основе
«Федеральных программ по учебным предметам» отражены в рабочих программах учебных предметов.
Русский язык и литературное чтение: русский язык, литературное чтение;
Иностранный язык: иностранный язык (английский);
Математика и информатика: математика;
Обществознание и естествознание: окружающий мир;
Основы религиозных культур и светской этики: основы религиозных культур и светской этики;
Искусство: музыка, изобразительное искусство;
Технология: труд (технология);
Физическая культура: адаптивная физическая культура.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых
(специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося. На первом году обучения эта часть отсутствует.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает велич ину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями: в 1 классе – 21 час.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО
обучающихся с ЗПР внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (гражданское, патриотическое, духовнонравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое, ценность научного познания). Организация внеурочной деятельности
предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники ГБОУ СО «Каменск - Уральская школа» (учителя
начальных классов, учителя - предметники, воспитатели групп продленного дня, учителя-логопеды, педагог-психолог, социальный
педагог и др.) и медицинские работники. При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности
социума, включая ресурсы образовательных учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта города
Каменска - Уральского
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и
индивидуальными коррекционно-развивающими
занятиями (логопедическими, дефектологическими и психокоррекционными) и
ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор
коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание
осуществляется, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ТПМПК и
индивидуальной программы реабилитации/абилитации ребенка-инвалида.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими
занятиями (логопедическими, дефектологическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков
психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике,
направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных
представлений, координации движений и улучшения осанки детей. Количество часов в неделю указывается на одного обучающегося.
Коррекционные занятия проводятся с обучающимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении
учителем начальных классов, учителем-предметником, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом. Количество
часов в неделю указывается на одного обучающегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия - до 40 минут.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию ФАОП НОО. Распределение часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка — 10 часов, из них не менее 5
часов отводится на проведение коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ФАОП НОО определяется расписанием ГБОУ СО
«Каменск – Уральская школа».
Учебный план предусматривает реализацию общеобразовательных программ для обучающихся с задержкой психического развития
(далее – ЗПР) на уровне начального общего образования (далее – НОО). Учебный план является основным механизмом реализации
ФАОП НОО обучающихся с ЗПР. Нормативный срок освоения ФАОП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) составляет 5 лет: I, I доп.–IV
классы. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения-5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях
сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года составляет 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее
30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Предусмотрены дополнительные каникулы в середине 3 четверти.
Продолжительность учебных занятий составляет: в сентябре-октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по
4 урока по 35 минут каждый; в январе – мае – по 4 урока по 40 минут каждый.
Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Формы проведения промежуточной аттестации на 2025-2026 учебный год
(сроки проведения с 24 апреля по 20 мая)
Предмет
Русский язык
1 класс
Качественная
уровня знаний
оценка
Форма годовой промежуточной аттестации
1 дополнительный
2 класс
3 класс
Качественная оценка уровня Диктант/ годовая отметка
Диктант с грамматическим
знаний
заданием/ годовая отметка
Литературное чтение
Качественная
уровня знаний
оценка
Качественная
знаний
оценка
уровня
Родной язык
Качественная
уровня знаний
Качественная
уровня знаний
Качественная
уровня знаний
оценка
Качественная
знаний
Качественная
знаний
Качественная
знаний
оценка
уровня
оценка
уровня
оценка
уровня
Качественная
уровня знаний
оценка
Качественная
знаний
оценка
уровня
Литературное чтение
на родном языке
Математика
Окружающий мир
Иностранный
язык
(Английскиий)
оценка
оценка
контрольная
работа/выставление
годовой отметки
тест/выставление годовой
отметки
тест/выставление годовой
отметки
контрольная
работа/выставление
годовой отметки
контрольная
работа/выставление годовой
отметки
тест/выставление годовой
отметки
тест/выставление годовой
отметки
контрольная
работа/выставление годовой
отметки
4 класс
Диктант с грамматическим
заданием
/выставление
годовой отметки
контрольная
работа/
выставление
годовой
отметки
тест/выставление годовой
отметки
тест/выставление годовой
отметки
контрольная
работа/выставление годовой
отметки
контрольная
работа/выставление
годовой отметки
собеседование/выставление
годовой отметки
контрольная
работа/выставление годовой
отметки
контрольная
работа/выставление годовой
отметки
контрольная
работа/выставление годовой
отметки
контрольная
работа/выставление годовой
отметки
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
Основы религиозных
культур и светской
этики
Качественная
оценка
уровня знаний
Качественная
оценка
уровня знаний
Качественная
оценка
уровня знаний
зачет/годовая отметка
Качественная оценка
знаний
Качественная оценка
знаний
Качественная оценка
знаний
зачет/годовая отметка
уровня
уровня
уровня
ПР/выставление
годовой
отметки
ПР/выставление
годовой
отметки
ПР/Выставление годовой
отметки
зачет /годовая отметка
ПР/выставление
годовой
отметки
ПР/выставление
годовой
отметки
ПР/Выставление
годовой
отметки
зачет /годовая отметка
ПР/выставление
годовой
отметки
ПР/выставление
годовой
отметки
ПР/Выставление
годовой
отметки
зачет /годовая отметка
собеседование/
Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
на 2025-2026 учебный год
Классы
Предметные
Год
области
Учебные предметы
1
Обязательная часть
Русский язык
165
Русский язык и литературное чтение
Литературное чтение
132
Иностранный язык
Иностранный язык (английский)
Математика и информатика
Математика
132
Обществознание и естествознание
Окружающий мир
66
Основы религиозных культур и светской этики
Основы религиозных культур и светской этики
Изобразительное искусство
33
Искусство
Музыка
33
Технология
Труд (технология)
33
Физическая культура
Адаптивная физическая культура
99
Итого:
693
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
693
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область):
330
Коррекционно-развивающая область
231
Коррекционно-развивающие занятия
198
Психокоррекционные занятия (дефектологические)
99
Коррекционный курс «Логопедические занятия»
66
Психокоррекционные занятия (психологические)
33
Ритмика
33
Внеурочная деятельность
99
Информационно-просветительские
занятия
гражданской,
патриотической, духовно-нравственной, экологической, трудовой
Разговоры о важном
33
направленности
Формирование функциональной грамотности
Финансовая грамотность
33
Занятия, направленные на самостоятельность в принятии правильных
решений, убежденность и активность выполнения правил безопасности
Школа безопасности
33
дорожного движения, пожарной безопасности, безопасности в сети
Интернет и т.д.
Всего к финансированию
1023
1з
Нед
2
5С
4
4
2
1
1
1
3
21
21
10
7
6
3
2
1
1
3
1
1
1
31