Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Профильный труд»
5-9 классы
1. Цели, задачи изучения учебного предмета
Изучение учебного предмета «Профильный труд» в 5-9 классах способствует получению
обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей
формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков;
развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных
интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем
развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению
следующих задач:
― развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде,
трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
― обучение обязательному общественно полезному, производительному труду;
подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и
по месту жительства;
― расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
― ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном
производстве;
― ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых
интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и
получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
― формирование представлений о производстве, структуре производственного
процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по
массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;
― ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и
испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в
условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими
возможностями и состоянием здоровья учащихся;
― формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в
общественно полезном, производительном труде;
― формирование знаний о научной организации труда и рабочего места,
планировании трудовой деятельности;
― совершенствование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
― коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
― коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
― коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование
практических умений;
― развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
― формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
― формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности.
2. Общая характеристика изучения учебного предмета
Программа по профильному труду в V-IX-х классах определяет содержание и
уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной и машинной обработки
производственных материалов., в связи с чем определены является Обучение основному
профилю трудового обучения, Ориентируясь на потребность региона в рабочих кадрах и с
учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья,
возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных
представителей), возможностей трудоустройства выпускников, продолжения их обучения
в специальных группах учреждений начального профессионального образования,
осуществления индивидуальной трудовой деятельности, определены профили трудового
обучения «Цветоводство и декоративное садоводство», «Слесарное дело», «Швейное
дело», «Художественный труд», «Подготовка младшего обслуживающего персонала».
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии,
вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля
обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных
материалов используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение
материалов (природные, производимые промышленностью и проч.).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда,
приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и
оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования ―
качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда; основные
профессиональные операции и действия; технологические карты. Выполнение отдельных
трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагога.
Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных
знаний.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
3.
Место учебного предмета «Профильный труд» в учебном плане
Учебный курс «Профильный труд» изучается в течение 5 лет (с 5 по 9 класс).
Предметная
область
Класс
Учебный предмет
.
Количество часов за год, в неделю
5
6
7
8
9
Всего
Год Нед Год Нед Год Нед Год Нед Год Нед Год Нед
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Обязательная часть
Технологии
Профильный труд
204
6
204
6
238
7
272
8
272
8
1190
4. Для реализации программы по профилю трудового обучения «Цветоводство и
декоративное садоводство» используется учебно-методический комплект:
1.
Карман Н.М. Технология. Цветоводство и декоративное садоводство. 5 класс
Учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. Н.М.Карман, Е.А.Ковалева, Г.Г.Зак.– М.: Просвещение.
35
2.
Карман Н.М. Технология. Цветоводство и декоративное садоводство. 6 класс
Учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. Н.М.Карман, Е.А.Ковалева, Г.Г.Зак.– М.: Просвещение.
3.
Карман Н.М. Технология. Цветоводство и декоративное садоводство. 7 класс
Учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. Н.М.Карман, Е.А.Ковалева.– М.: Просвещение.
5. Для
реализации
программы
по
профилю
трудового
обучения
«Обслуживающий труд» используется учебно-методический комплект:
1.
Галле А.Г., Головинская Е.Ю. Технология. Подготовка младшего
обслуживающего персонала. Учеб.для 5 класса для обучающихся с ОВЗ, обучающихся по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам/
А.Г,Галле,
Е.Ю.Головинская.– Самара: Современные образовательные технологии.
2.
Галле А.Г., Головинская Е.Ю. Технология. Подготовка младшего
обслуживающего персонала. Учеб.для 6 класса для обучающихся с ОВЗ, обучающихся по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам/
А.Г,Галле,
Е.Ю.Головинская.– Самара: Современные образовательные технологии.
3.
Галле А.Г., Головинская Е.Ю. Технология. Подготовка младшего
обслуживающего персонала. Учеб.для 7 класса для обучающихся с ОВЗ, обучающихся по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам/
А.Г,Галле,
Е.Ю.Головинская.– Самара: Современные образовательные технологии.
4.
Галле А.Г., Головинская Е.Ю. Технология. Подготовка младшего
обслуживающего персонала. Учеб.для 8 класса для обучающихся с ОВЗ, обучающихся по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам/
А.Г,Галле,
Е.Ю.Головинская.– Самара: Современные образовательные технологии.
5.
Галле А.Г., Головинская Е.Ю. Технология. Подготовка младшего
обслуживающего персонала. Учеб.для 9 класса для обучающихся с ОВЗ, обучающихся по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам/
А.Г,Галле,
Е.Ю.Головинская.– Самара: Современные образовательные технологии.
6. Для реализации программы по профилю трудового обучения «Швейное дело»
используется учебно-методический комплект:
1. Ковалева Е.А. Технология. Сельско-хозяйственный труд. 5 класс Учеб.для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.
Е.А.Ковалева.– М.: Просвещение.
2. Ковалева Е.А. Технология. Сельско-хозяйственный труд. 6 класс Учеб.для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.
Е.А.Ковалева.– М.: Просвещение.
3. Ковалева Е.А. Технология. Сельско-хозяйственный труд. 7 класс Учеб.для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.
Е.А.Ковалева.– М.: Просвещение.
4. Ковалева Е.А. Технология. Сельско-хозяйственный труд. 8 класс Учеб.для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.
Е.А.Ковалева.– М.: Просвещение.
5. Ковалева Е.А. Технология. Сельско-хозяйственный труд. 9 класс Учеб.для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.
Е.А.Ковалева.– М.: Просвещение.
7. Для реализации программы по профилю трудового обучения «Швейное дело»
используется учебно-методический комплект:
1. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б.. Технология. Швейное дело. 5 класс Учеб.для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.
Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина.– М.: Просвещение.
2. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б.. Технология. Швейное дело. 6 класс Учеб.для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.
Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина.– М.: Просвещение.
3. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б.. Технология. Швейное дело. 7 класс Учеб.для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.
Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина.– М.: Просвещение.
4. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б.. Технология. Швейное дело. 8 класс Учеб.для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.
Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина.– М.: Просвещение.
5. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б.. Технология. Швейное дело. 9 класс Учеб.для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.
Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина.– М.: Просвещение.