Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Каменск-Уральская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 623414, г. Каменск-Уральский, ул. Лермонтова, д. 2 Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Рассмотрено: Утверждено: Педагогическим советом Приказ № 148 от 31.08.2023 Протокол № 1 от 30.08.2023 Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» ______________________________________________________________________ наименование учебного курса предмета, курса внеурочной деятельности 10 - 12 классы Уровень образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее) Срок освоения 3 года Составитель: Макерова Т.И., учитель русского языка и литературы г.Каменск-Уральский – 2023 1 ОГЛАВЛЕНИЕ I. II. III. IV. V. Пояснительная записка…………………………………………………..3 Содержание обучения……………………………………………………3 Планируемые результаты………………………………………………..5 Тематическое планирование…………………………………………….7 Приложение. Календарно-тематическое планирование……………....8 2 Предметная область: Язык и речевая практика Учебный предмет: литературное чтение 10-12 классы I. Пояснительная записка. Цель литературного чтения в Х-ХII классах состоит в последовательном совершенствовании навыка полноценного чтения и умения воспринимать литературное произведение в единстве его содержательной и языковой сторон. Задачи изучения литературного чтения: - закрепить навыки правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения; научить, - понимать содержание, заключённое в художественных образах; - коррекция недостатков развития познавательной деятельности и эмоциональноличностной сферы; - совершенствование навыков связной устной речи; -формирование потребности в чтении; - эстетическое и нравственно воспитание в процессе чтения произведений художественной литературы. Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане: Классы 10 11 12 Итого Предметные Год Нед. Год Нед. Год Нед. Год Нед. Учебные области 1 2 3 4 5 6 7 8 предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.2.Литературное чтение 68 2 практика Часть, формируемая участниками образовательных отношений 68 2 68 2 204 6 Литературное чтение 34 1 34 1 102 3 34 1 II. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» Содержание чтения (круг чтения). Устное народное творчество (мифы, легенды и сказки народов мира, былины, песни, пословицы, поговорки) как отражение культурных и этических ценностей народов. Другие виды искусства. Живопись и музыка (народная и авторская), предметы народных промыслов. Русская литература XIX века. Биографические справки и произведения (полностью или законченные отрывки из прозаических произведений) века. Другие виды искусства. Отрывки из опер русских композиторов, романсы русских композиторов на стихи русских поэтов. Пейзажная и портретная живопись русских художников. Русская литература XX века. Биографические справки и произведения (полностью или законченные отрывки из прозаических произведений) русских писателей и поэтов XX века. Другие виды искусства. Произведения живописи. Фотографии военных лет. Музыкальные произведения. Романсы, песни. Песни на военную тематику. Современные писатели. Биографические справки и произведения (полностью или законченные отрывки из прозаических произведений) современных писателей и поэтов. Другие виды искусства. Живопись, фотографии, музыка, песни на стихи современных поэтов. Музыка к кинофильмам и спектаклям по произведениям современных писателей. Зарубежная литература. Биографические справки и произведения (полностью или законченные отрывки из прозаических произведений) зарубежных писателей и поэтов. 3 Теория литературы. Гипербола (преувеличение), эпитет, метафора, олицетворение, фразеологический (устойчивый) оборот в художественном произведении - без называния терминов. Рифма в стихотворении. Ритм в стихотворении. Приём образного сравнения и определения, использование переносного значения слов и выражений в описании явлений, событий, характеристики героя. Проза как вид художественных произведений. Признаки прозаических произведений: сюжет, герои. Сюжет произведения. Герой (персонаж) произведения. Роль пейзажа и интерьера в рассказе. Поэзия как вид художественных произведений. Признаки поэтических произведений: рифма, ритм. Пьеса как вид драматического искусства. Отличительные признаки пьес: герои (действующие лица), диалоги, структурные части (действия). Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Навыки чтения. Дальнейшее совершенствование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения в соответствии с нормами литературного произношения. Осознанное чтение текста про себя с предварительными заданиями педагогического работника. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению предварительно проанализированного текста или отрывка из него. Умение правильно пользоваться средствами устной выразительности речи: тон, темп речи, сила голоса, логические ударения, интонация после предварительного разбора текста. Сознательное чтение текста вслух и про себя. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению предварительно проанализированного текста или отрывка из него. Работа над выразительным чтением с соответствующими установками к чтению (определение настроения, соотнесение читаемого с изменением эмоций, логические ударения, интонация, повышение и понижение голоса, постановка пауз, тон, тембр, темп). Освоение разных видов чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее). Работа с текстом. Самостоятельное определение темы произведения. Выявление авторского замысла (самостоятельно или с помощью педагогического работника). Формулирование идеи произведения (самостоятельно или с помощью педагогического работника). Соотнесение заглавия с темой и основной мыслью произведения (случаи соответствия и несоответствия). Совершенствование умения устанавливать смысловые связи между событиями (в пределах одной части) и между частями произведения. Совершенствование представлений о типах текстов (описание, рассуждение, повествование). Сравнение художественных, деловых (учебных) и научно-познавательных текстов. Нахождение (с помощью педагогического работника) необходимой информации в научнопознавательном тексте для подготовки сообщения. Работа над образом героя литературного произведения, составление характеристики действующих лиц на основе выявления и осмысления поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей. Нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор при характеристике героев, выявление отношения автора к персонажу (самостоятельно и с помощью педагогического работника), выражение собственного отношения к герою и его поступкам. Подбор отрывков из произведения для аргументации и подтверждения определенных черт героев. Выявление особенностей речи действующих лиц (с помощью педагогического работника). Развитие умения формулировать эмоционально-оценочные суждения для характеристики героев (с помощью педагогического работника). 4 Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и озаглавливание частей в разной речевой форме (вопросительные, повествовательные, назывные предложения). Составление с помощью педагогического работника цитатного плана. Составление различных видов пересказов. Аргументированный ответ с опорой на текст (с помощью педагогического работника). Постановка вопросов по содержанию текста. Отбор в произведении материала, необходимого для составления рассказа на заданную тему. Составление рассказов по предложенной теме на материале нескольких произведений. Определение эмоционального характера текстов (с помощью педагогического работника). Нахождение в стихотворных текстах с помощью педагогического работника повторяющихся элементов, созвучных слов (на доступном материале). Подбор слова, близкого по звучанию из ряда данных. Самостоятельное нахождение в тексте незнакомых слов и объяснение их значения. Различение оттенков значений слов, использование оценочных слов в самостоятельной речи. Нахождение в произведении и осмысление значения слов, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (фразеологизмы, эпитеты, сравнения, олицетворения). Объяснение значения фразеологического оборотов (с помощью педагогического работника). Различение прямого и переносного значения слов и выражений. Определение (самостоятельно или с помощью педагогического работника) вида произведения (проза, поэзия, драма). Выявление (с помощью педагогического работника) основных жанровых признаков произведения и их понимание. Выделение в тексте описаний и рассуждений. Формирование умения воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения. Формирование умения сопоставлять произведения разных видов искусств (словесного, музыкального, изобразительного) по теме, по настроению и главной мысли. Составление отзыва на книгу, аннотацию. Составление высказывания-рассуждения с опорой на иллюстрацию, алгоритм. Воспитание культуры общения с собеседником: умения внимательно слушать, поддерживать диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности и уважения. Внеклассное чтение. Чтение доступных произведений художественной литературы отечественных и зарубежных авторов, статей из периодической печати и журналов. III. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» Личностные: - испытывает чувство гордости за свою страну; - гордится успехами и достижениями как собственными, так и одноклассников; - адекватно эмоционально откликается на произведения литературы, музыки, живописи; - вступает и поддерживает коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушает собеседника, вступает в диалог и поддерживает его, использует разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач, использует доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач; - принимает и сохраняет цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, участвует в коллективном поиске средств их осуществления, осознанно действует на основе разных видов инструкций; - осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности, готов осуществлять самоконтроль в процессе деятельности, адекватно реагирует на внешний контроль и оценку, корректирует собственную деятельность в соответствии с ней; 5 - дифференцированно воспринимает окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использует усвоенные логические операции; - использует в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания. Предметные: Минимальный уровень: - правильное и осознанное чтение текста вслух, в темпе, обеспечивающем его понимание; осознанное чтение молча доступных по содержанию текстов; - участие в обсуждении прослушанного и (или) прочитанного текста (ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, выслушивание мнений обучающихся с соблюдением правил речевого этикета и правил работы в группе), опираясь на содержание текста или личный опыт; - установление смысловых отношений между поступками героев, событиями (с помощью педагогического работника); - самостоятельное определение темы произведения; - определение основной мысли произведения (с помощью педагогического работника); - редактирование заголовков пунктов плана в соответствии с темой и основной мысли произведения (части текста); - деление на части несложных по структуре и содержанию текстов (с помощью педагогического работника) на основе готового плана после предварительного анализа; - ответы на вопросы по содержанию произведения своими словами и с использованием слов автора; - определение собственного отношения к героям (герою) произведения и их поступкам (с помощью педагогического работника); - пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана и после предварительного анализа; - нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст; - знание наизусть 1-го (небольшого по объему) прозаического отрывка и 10-ти стихотворений; - выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); - самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию художественных произведений и научно-популярных текстов, выполнение посильных заданий. Достаточный уровень: - правильное, беглое и осознанное чтение доступных художественных и научнопознавательных текстов вслух и молча; - использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); - овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; - осознанное восприятие и оценка содержания и специфики различных текстов, участие в их обсуждении; - целенаправленное и осознанное восприятие произведений живописи и музыки, близких по тематике художественным текстам; - активное участие в диалоге, построенном на основе прочитанного и разобранного текста; - умение оценивать изложенные в произведении факты и явления с аргументацией своей точки зрения; - самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст; - самостоятельный выбор (или с помощью педагогического работника) интересующей литературы; - самостоятельное чтение выбранной обучающимися художественной и научнохудожественной литературы с последующим ее обсуждением; 6 - самостоятельное пользование справочными источниками для получения дополнительной информации; - самостоятельное составление краткого отзыва на прочитанное произведение; - заучивание наизусть стихотворений и отрывков из прозаических произведений. IV. Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение» 10-12 классы № Название разделов п/п 1 Введение. Образное отражение жизни в литературе. Жанры литературы. О книге и чтении. 2 Устное народное творчество 3 Литературные сказки 4 Русская литература XIX века 5 Русская литература XX века 6 Зарубежная литература 7 Повторение Всего: Количество часов 10 класс 11 класс 12 класс 2 1 2 13 6 51 20 7 3 102 15 12 6 5 50 52 23 24 5 5 2 2 102 102 Итого: 306 часов 7 Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение», 10 класс (102 ч.) № Кол-во № п Название раздела и темы часов п/п Введение 2 ч. 1 1 Образное отражение жизни в литературе 1 2 2 Жанры литературы. О книге и чтении 1 Устное народное творчество 13 ч. 3 1 Сказки, былины, песни, пословицы и поговорки как отражение 1 культурных и этических ценностей народов 4 2 Сказки волшебные, бытовые, сказки о животных. 1 Литературные приемы. Составление волшебной сказки 5 3 Русская народная сказка «Медное, серебряное и золотое 1 царство». Определение темы, идеи и основной мысли сказки 6 4 7 5 8 6 9 7 10 8 11 12 13 9 10 11 14 15 12 13 16 1 17 2 18 3 19 4 20 5 21 6 22 1 23 2 Герои народных сказок в оценке писателей. Сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» Сказки народов мира. Отражение индивидуальных особенностей каждого народа Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Структура былины Песни. Красота и доброта народных песен. Прослушивание народных песен в аудиозаписи Народная мудрость пословиц и поговорок, их меткость и точность. Прямой и переносный смысл Живопись В.М. Васнецова на темы былин и русских сказок Музыка Н.А. Римского – Корсакова к опере «Снегурочка» Живопись и музыка. Народная песня в живописи. Предметы народных промыслов Проверочная работа по теме «Устное народное творчество» Сочинение по картине В. М. Васнецова «Три богатыря» Литературные сказки Литературные сказки. В. Гауф «Маленький Мук». Чтение сказки В. Гауф «Маленький Мук». Исследование сказки. Деление текста на части и составление плана П. П. Бажов «Медной горы хозяйка». Совершенствование техники чтения П. П. Бажов «Медной горы хозяйка». Рассказывание сказки с использованием сказочных слов и выражений. Обзор литературных сказок (Г.Х. Андерсен, А.С. Пушкин, Ю.К. Олеша и др.) Тестирование по теме «Литературные сказки» Русская литература XIX века И. А. Крылов. Поэт и баснописец. «Свинья под дубом», «Волк на псарне» и др. Мораль басен Басни И.А. Крылова. Выразительное чтение наизусть басни «Свинья под дубом» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 ч. 1 1 1 1 1 1 51 ч. 1 1 8 24 25 3 4 26 5 27 6 28 7 29 8 30 31 9 10 32 11 33 34 12 13 35 14 36 15 37 38 39 16 17 18 40 41 19 20 42 43 44 21 22 23 45 24 46 25 47 48 49 50 26 27 28 29 51 30 52 31 53 32 54 33 А.С. Пушкин. Личность, судьба, этапы творческого пути Осмысление жизни, творчества, любви и природы в творчестве А.С. Пушкина. «Я помню чудное мгновенье...», «Осень», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и др. А.С. Пушкин «Осень». Анализ стихотворения. Выразительное чтение наизусть А.С. Пушкин. Любовная лирика. «Я помню чудное мгновенье…» (наизусть) А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История пугачевского восстания. Выборочное чтение Гринёв. Жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал А.С. Пушкина Развитие устной речи. Составление устной характеристики литературного героя М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. М.Ю. Лермонтов. Основные темы и мотивы лирики. «Выхожу один я на дорогу», «Родина», «Кавказ», «Нищий» и др. М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…». Чтение наизусть Песни и романсы на стихи поэтов ХIХ века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и др.) Проза М.Ю. Лермонтова «Тамань». Комментированное чтение Проза М.Ю. Лермонтова «Тамань». Комментированное чтение Нравственная оценка личности героев повести М.Ю. Лермонтова «Тамань» Роль пейзажа в повести М.Ю. Лермонтова «Тамань» Развитие письменной речи. Письменный краткий пересказ эпизода (по повести М.Ю. Лермонтова «Тамань») Внеклассное чтение В. М. Шукшин «Жил человек» Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Комментированное чтение Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Комментированное чтение повести Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Комментированное чтение повести Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья Устное сочинение "Мое отношение к Остапу и Андрию» А.П.Чехов. Жизнь и творчество А.П.Чехов «Хирургия». История создания рассказа. Жанр юмористического рассказа А.П.Чехов «Жалобная книга», «Налим». Сюжет и герои рассказов А.А. Фет. Жизнь и творчество. «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…». Картины природы И.С. Никитин. «Утро», А. Н. Майков «Ласточки». Анализ поэтического текста Любовь и природа в творчестве Ф.И. Тютчева 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 55 34 56 35 57 36 58 37 59 38 60 61 62 39 40 41 63 64 65 42 43 44 66 45 67 46 68 69 47 48 70 71 72 49 50 51 73 74 75 1 2 3 76 4 77 78 79 5 6 7 80 8 81 9 82 83 84 10 11 12 85 13 86 14 Песни и романсы на стихи поэтов ХIХ века (А.А. Фет, Ф.И. Тютчев и др.) Пейзажная живопись русских художников (И.И. Шишкин, И.И. Левитан и др.) И.С. Тургенев «Бирюк». Совершенствование техники чтения вслух. И.С. Тургенев «Бирюк». Образ главного героя рассказа «Бирюк» Устное изложение эпизода (по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк») Л. Н. Толстой. Жизненный путь (основные этапы). Л. Н. Толстой «Прыжок». Поступки литературных персонажей Л. Н. Толстой «Акула». Тема и идея художественного произведения. Подготовка к сочинению Устное сочинение «Дети в изображении Л.Н. Толстого» М. Е. Салтыков- Щедрин. Жизненный путь (основные этапы) М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Комментированное чтение М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сюжет сказки. Сила сатиры Сказка «Дикий помещик». Своеобразие сказок СалтыковаЩедрина Н.А. Некрасов. Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасов «Русские женщины», «Размышления у парадного подъезда». Основные мотивы А.И. Куприн «Чудесный доктор» и его герои А.И. Куприн «Чудесный доктор». Тема добра и сострадания Пейзажная и портретная живопись П.П. Кончаловского и др. Русская литература XX века М. Горький. Жизнь и творчество (обзор) М. Горький «Макар Чудра». Особенности романтизма С.А. Есенин. Слово о поэте: жизненный и творческий путь (основные этапы). С. А. Есенин «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». Чтение и анализ С.А. Есенин. Выразительное чтение наизусть Н. А. Заболоцкий. Жизненный и творческий путь Стихотворения Н. А. Заболоцкого о человеке и природе («Одинокий дуб», «Некрасивая девочка» и др.) Н.А. Заболоцкий «Журавли». Анализ стихотворного произведения Н.А. Заболоцкий «Журавли». Выразительное чтение наизусть (отрывок) М. Зощенко «Находка», «Слабая тара». Чтение рассказов Рассказы М. Зощенко. Отношения героев и их поступки Жизнь и творчество К.М. Симонова. История создания стихотворения «Жди меня» Тема памяти в творчестве К.М. Симонова («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и др.) А. Т. Твардовский. Поэт -воин 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 ч. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 87 15 88 89 16 17 90 18 91 19 92 20 93 1 94 2 95 3 96 97 98 99 4 5 6 7 100 101 102 1 2 3 А.Т. Твардовский. Образ воина в стихотворениях «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…» Стихи о войне наизусть (на выбор) Произведения живописи и фотографии на военную тематику (А. Дейнека, Ю. Пименов и др.) Песни на военную тематику («Смуглянка», «В землянке», «Катюша» и др.) Внеклассное чтение. Поэзия Каменска – Уральского. Стихи о войне Устное сочинение «Моей семьи Война коснулась» Зарубежная литература Рассказ О. Генри «Дары волхвов» как источник добра и человечности Истинные и ложные ценности жизни в рассказе О. Генри «Дары волхвов» Работа по картине Винсента Ван Гога «Сеятель на закате солнца» Рэй Брэдбери. Детектив. История и законы жанра Рэй Брэдбери «Зелѐное утро». Знакомство с текстом Рэй Брэдбери «Зелѐное утро». Тема и идея произведения Обобщение по разделу «Зарубежная литература» Повторение. Контроль знаний Обобщающий урок по изученным произведениям Контрольные вопросы и задания Заключительный урок. Тестовые задания 1 1 1 1 1 1 7 ч. 1 1 1 1 1 1 1 3 ч. 1 1 1 11