30.11.2022
Цель деятельности ТПМПК:
своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или)
психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведение их
комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовка по
результатам обследования рекомендаций по оказанию им
психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания,
а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.
Основные направления деятельности территориальной психолого —
медико-педагогической комиссии:
1) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее
– обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет;
2) подготовка по результатам обследования рекомендаций по созданию условий:
-для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной
адаптации на основе специальных педагогических подходов;
-для подтверждения, уточнения или изменения ранее данных ТПМПК рекомендаций;
-для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам основного общего, среднего общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
3) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей,
работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания,
здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и
коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и
(или) девиантным поведением;
4) осуществление взаимодействия с государственными, муниципальными образовательными
организациями, организациями социальной защиты, здравоохранения, бюро
медико-социальной экспертизы по Свердловской области;
5) оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной
экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации или
абилитации ребенка-инвалида;
6) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в
области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом
развитии и (или) отклонений в поведении детей.
В работе ТПМПК обязательна в использовании
автоматизированная информационная система ПМПК (АИС ПМПК).
Категории обследуемых детей:
дети с нарушением слуха;
дети с нарушением зрения;
дети с нарушениями речевого развития;
дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
дети с задержкой психического развития;
дети с проблемами в интеллектуальном развитии;
дети с расстройствами аутистического спектра
Маршрутизатор прохождения ПМПК
Уважаемые
родители!
С целью своевременного выявления детей с
особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в
поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования
(далее — обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по
оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и
воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных
рекомендаций создаются психолого-медико-педагогические комиссии (далее — ПМПК,
комиссия) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20
сентября 2013 г. № 1082 об утверждении Положения о
психолого-медико-педагогической комиссии).
Инициировать прохождение ПМПК могут родители
(законные представители) или образовательная организация, которую посещает
ребёнок.
Если Вам с Вашим ребёнком предстоит пройти
процедуру психолого-медико-педагогической комиссии, этот маршрутизатор поможет
Вам подготовиться к ней.
Шаг
1. Подготовка и предоставление документов
Для проведения обследования ребенка Вам
необходимо записаться
на подачу документов,
через электронную запись, представленную на сайте ГБОУ СО «Каменск-Уральская
школа» https://24ku.uralschool.ru в разделе ТПМПК. Затем в назначенное время подойти в комиссию без
ребенка и предъявить в комиссию документ, удостоверяющий личность,
документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а
также следующие документы:
1) заявление о проведении или согласие на
проведение обследования ребенка
в комиссии (бланк заявления Вам
предоставит специалист комиссии и поможет в его заполнении);
2) копию паспорта или свидетельства о
рождении ребенка (предоставляются
с предъявлением оригинала или заверенной в
установленном порядке копии);
3) копию свидетельства о расторжении брака
(для родителей, находящихся в разводе – обязательно);
4) направление образовательной
организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской
организации, бюро медико-социальной экспертизы другой организации (при
наличии);
5) заключение (заключения)
психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или
специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое
сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся
образовательных организаций);
6) заключение (заключения) комиссии о
результатах ранее проведенного обследования ребенка (при повторном
обследовании - обязательно);
7) подробную выписку из истории развития
ребенка с заключениями врачей:
-детского психиатра (ул. Октябрьская.
д.30) - для всех,
- невролога- для всех,
- отоларинголога- для всех,
- офтальмолога – для всех,
- педиатра- для всех,
- ортопеда – для детей, имеющих нарушения
опорно-двигательного аппарата. Заключения врачей должны быть заверены печатью,
а бланк выписки – печатью поликлиники. Принимаем только оригинал. Форма выписки
выдается социальным педагогом ТПМПК 1 этаж, кабинет 6 или скачать в разделе
«Пакет документов для прохождения обследования»
8) копию справки, подтверждающей факт
установления инвалидности, копию ИПРА (при наличии)
9) амбулаторную карту (обязательно)
10) характеристику обучающегося, выданную
образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);
11) письменные работы по русскому
(родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной
деятельности ребенка обязательно).
Иностранные
граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или
вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
При необходимости комиссия запрашивает у
соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей)
дополнительную информацию о ребенке.
Если у Вас возникнут вопросы на этапе
подготовки документов для ПМПК, Вы можете задать их социальному педагогу ПМПК
по т.32-59-15.
После проведения экспертизы пакета
документов специалист комиссии проинформирует Вас о дате, времени, месте и
порядке проведения обследования.
Шаг
2. Диагностическое обследование
В назначенный день Вам необходимо вместе с
ребёнком явиться в ПМПК. Рассчитайте
время так, чтобы прийти на комиссию заблаговременно, не спеша
переодеть и подготовить ребенка.
Важно, чтобы ребёнок был положительно настроен
на работу, хорошо себя чувствовал. В случае,
если ребенок заболел, позвоните в ПМПК и попросите перенести
обследование на другой день.
Вы имеете право присутствовать при
обследовании ребёнка и получать консультации специалистов.
Обследование ребёнка проводиться
несколькими специалистами одновременно. Основная
процедура обследования строится исходя из индивидуальных особенностей
Вашего ребенка и тех задач, которые Вы ставите перед собой
и нами. Ему будут предложены игровые задания и интересные
упражнения, в ходе решения которых он проявит свои умения, навыки
и способности. Комплексные методики позволят нам взглянуть
на ребенка с разных сторон развития его личности и сделать
заключения о возможностях и особенностях образования, которое
ему наиболее подходит.
Во время обследования не подсказывайте ребенку,
не отвлекайте его замечаниями и репликами.
При необходимости помощь ребенку окажет психолог.
При ребенке не произносите фразы “он стесняется», “
он не любит учить стихи, рассказывать», “ он это не умеет»,
“ он при посторонних людях не отвечает» и т.п.
На этом этапе ПМПК решает следующие
задачи:
- комплексная, всесторонняя, динамическая
диагностика резервных возможностей ребенка и нарушений в его развитии;
- определение специальных условий для
получения образования (использование специальных образовательных программ и
методов обучения и воспитания; специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов; специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
предоставление услуг тьютора; проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность; другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ).
Деятельность каждого специалиста ПМПК
подчинена решению общей диагностической задачи.
Учитель-дефектолог определяет зону
актуального и зону ближайшего развития ребенка.
Целесообразно предоставление на ПМПК
различных рабочих тетрадей ребенка по русскому (родному) языку и математике:
для выполнения домашней работы, для контрольных работ (диктантов, сочинений,
изложений). Представление различных тетрадей позволит дефектологу
проанализировать разные виды письменной деятельности. Целесообразно
представление на ПМПК рабочих тетрадей за текущую четверть (полугодие).
Анализируя тетради, учитель-дефектолог может сделать выводы о степени усвоения
программы, выделить конкретные проблемы и уточнить их в процессе диагностики.
Важное значение имеет подробная педагогическая характеристика, которая должна
отражать общую ситуацию развития ребенка глазами учителя, характер оказываемой
помощи и ее эффективность, а самое главное - чему удалось научить ребенка (в
соответствии с программными требованиями) и за какой срок.
Педагог-психолог оценивает поведение,
характер деятельности, особенности коммуникации, зрительный и слуховой гнозис,
высшие психические функции.
Учитель-логопед оценивает уровень речевого
развития, качество устной и письменной речи.
Социальный педагог, характеризует
социальный статус ребенка.
В случае, если у Вашего ребёнка есть
нарушение слуха или зрения, очень важно для специалистов ПМПК иметь заключение
врача-сурдолога или врача-офтальмолога.
Анализ представленных Вами документов,
объективные выводы по результатам диагностических обследований в дальнейшем
будут являться основанием для принятия решения и оформления заключения ПМПК.
В некоторых случаях комиссия может принять
решении о дополнительном обследовании в другой день.
В случае, если Вы проходили обследование в
территориальной ПМПК и не согласны с её решением, у Вас есть право обратиться в
центральную ПМПК. Так же и территориальная ПМПК в сложных диагностических
случаях (например, при отсутствии в составе территориальной ПМПК
узкопрофильного специалиста (тифло-, сурдопедагога, например), может
порекомендовать Вам обратиться в центральную ПМПК.
Шаг
3. Подготовка заключения.
Заключение ПМПК оформляется на бланке
комиссии. В нём отражаются следующие данные:
- наличие/отсутствие необходимости
создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений
развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов
(ПМПК делает вывод о том, нуждается/не нуждается ребенок в создании специальных
условий получении образования, нуждается ли ребенок в сопровождении
специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);
- рекомендации ПМПК по созданию
специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной
организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной
доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности
в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации
о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок
повторного прохождения ПМПК).
Основными
показаниями для определения необходимости в сопровождении тьютором являются:
-трудности понимания инструкций учителя;
-«яркие» проявления аффективных вспышек,
ауто- и агрессивные проявления;
-трудности организации собственной
продуктивной деятельности.
Основными
показаниями для определения необходимости в сопровождении ассистентом
(помощником) являются:
- трудности в передвижении по
образовательной организации;
- трудности организации самообслуживания.
Форму обучения (очное, очно-заочное,
заочное) специалисты ПМПК не определяют. Это решение принимается Вами совместно
с образовательной организацией с учетом рекомендаций врачебной комиссии исходя
из состояния здоровья ребенка и других актуальных жизненных обстоятельств.
Предпочтительной является очная форма, однако в случае тяжёлых множественных
нарушений развития, при наличии устойчивых нарушений поведения, психических
заболеваний может быть выбрана иная форма обучения. Обучение на дому
рекомендует врачебная комиссия, руководствуясь своими нормативными актами. ПМПК
же определяет вариант адаптированной основной образовательной программы, по
которой будет реализовываться образование (не важно, на дому или в
образовательной организации).
Хотелось
бы подчеркнуть, что в нашем заключении клинический
психиатрический диагноз ребенка не указывается.
Заключение
мы подготовим для Вас сразу после проведения обследования. Вас
ознакомят с его содержанием, расскажут об особых образовательных потребностях
Вашего ребенка и специальных условиях получения образования, необходимых Вашему
ребенку в образовательной организации, об организациях, находящихся на
территории, где вы проживаете, в которых такие условия созданы. Помните, что
специалисты ПМПК не вправе рекомендовать определенную образовательную
организацию и класс обучения.
Шаг
4. Выбор образовательного маршрута
Вы должны знать, что заключение ПМПК для
Вас носит рекомендательный характер: вы имеете право не предоставлять эти
документы в образовательные и иные организации. Заключение комиссии
действительно для предоставления в течение календарного года с даты его
подписания. Это означает, что, если в течении года Вы не предоставили
заключение ПМПК в образовательную организацию, Вам вновь нужно будет пройти
ПМПК, если Вы примете решение о необходимости реализации рекомендаций ПМПК.
Вместе с тем, помните, что предоставленное
в образовательную организацию заключение ПМПК, является основанием для создания
специальных условий для обучения и воспитания ребенка. И в этом случае в
соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» образование Вашего ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья будет реализовываться в соответствии с адаптированной
образовательной программой, рекомендованной комиссией, с соблюдением условий,
необходимых для получения качественного образования Вашим ребёнком, которые
отражены в заключении ПМПК. Образование может быть организовано как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Ребёнку бесплатно
будут предоставлены специальные учебники и учебные пособия, иная учебная
литература. Кроме того, Ваш ребёнок будет обеспечен бесплатным двухразовым
питанием.
Желаем
удачи!