Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы 1. Цели, задачи изучения учебного предмета Общей целью изучения предмета «ОБЖ» является формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка практических навыков безопасного поведения в окружающем мире. Общие задачи учебного предмета включают: 1. Формирование у детей способностей распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека; 2. Освоение навыков здорового образа жизни; 3. Формирование основ знаний и умений по сохранению здоровья и защите жизни, по оказанию само- и взаимопомощи в случае опасности; 4. Усвоение учащимися правил и принципов безопасного поведения. 2. Общая характеристика учебного предмета Содержание рабочей программы построено по темам с выделением разделов: 1. Формирование культурно-гигиенических навыков, питание 2. Пожарная безопасность. 3. Опасные ситуации на дорогах, транспорте. 4. Оказание первой помощи пострадавшему. 5. Опасные ситуации криминогенного (преступного) характера. 6. Правила существования и выживания в экстремальных условиях. Объективным позитивным результатом усвоения знаний по ОБЖ школьниками является низкий показатель дорожно-транспортного и бытового травматизма среди учащихся в школы, отсутствие фактов отравления детей грибами, ядовитыми растениями, укусов клещами. В школе строго выполняются требования Федерального закона «Об ограничении курения табака», создается обстановка неприятия вредных привычек, культа здорового образа жизни. За основу преподавания курса ОБЖ в классах для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положена программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Вестник образования. 1994, №4). Курс предназначен для ознакомления учащихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, а также для приобретения ими знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. В процессе изучения данного курса, учащиеся знакомятся с организацией отечественной системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, получают необходимые знания об обороне государства, приобретают практические навыки по гражданской обороне, оказанию само- и взаимопомощи, и знания по основам здорового образа жизни. В основу рабочей программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей программы предполагает учёт особых образовательных потребностей таких, детей, эти потребности проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовывать индивидуальный потенциал развития. Преподавание ОБЖ умственно отсталым учащимся является одним из компонентов Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Эта программа в свою очередь является составной частью Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни – комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна вносить вклад в достижение требований к личностным результатам: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимися и развивающимся мире; Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Она направлена на развитие мотивации и готовности, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологического безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия. 3. Место учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» включен в состав предметов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. На изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» отводится за пять лет обучения (с 5 по 9 класс) 170 часов. Таблица «Фрагмент перспективного учебного плана ГБОУ СО «Каменск-Уральская школа» Предметная область Учебный предмет Количество часов за год, в неделю Класс 5 6 7 8 Всего 9 Год. Нед. Год. Нед. Год. Нед. Год. Нед. Год. Нед. Год. Нед. 34 1 34 1 34 1 34 1 34 1 170 5 Обязательная часть Основы безопасности жизнедеятельности