Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Каменск-Уральская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 623414, г. Каменск-Уральский, ул. Лермонтова, д. 2 Рассмотрено: педагогическим советом Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Утверждено: Приказ № 148 от 31.08.2023 Протокол № 1 от 30.08.2023 Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ______________________________________________________________________ наименование учебного курса предмета, курса внеурочной деятельности 5- 9 классы Уровень образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее) Срок освоения 5 лет Составитель: Бекленищева Е.А., учитель русского языка и литературы Макерова Т.И., учитель русского языка и литературы г.Каменск-Уральский – 2023 1 ОГЛАВЛЕНИЕ I. II. III. IV. Пояснительная записка…………………………………………………..3 Планируемые результаты ………………………………………………3 Содержание обучения …………………………………………………..5 Тематическое планирование……………………………………………10 2 Предметная область: Язык и речевая практика Учебный предмет: русский язык 5-9 класс I.Пояснительная записка Программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе ФАООП УО, вариант 1. Изучение учебного предмета "Русский язык" в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения; ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений; использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач; развитие положительных качеств и свойств личности. Место учебного предмета в учебном плане Учебные предметы «Русский язык» входит в состав обязательной части учебного плана. На изучение учебного предмета «Русский язык» отводится за пять лет обучения (с 5 по 9 класс) 680 часов из обязательной части учебного плана Предметная Учебный область предмет Количество часов за год, в неделю 6 7 8 9 5 Класс Обязательная часть Язык и речева Русский язык практика Всего Год. Нед. Год. Нед. Год. Нед. Год. Нед. Год. Нед. Год. Нед. 136 4 136 4 136 4 136 4 136 4 680 20 II. Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Освоение обучающимися учебного предмета предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные жизненные компетенции обучающегося, социально-значимые ценностные установки. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Личностные результаты на момент окончания изучения курса в 9 классе: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 3 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 14) проявление готовности к самостоятельной жизни. Планируемые предметные результаты на момент окончания изучения курса в 9 классе Минимальный уровень Достаточный уровень (обязательный) знание отличительных знание значимых частей слова и их грамматических признаков основных дифференцировка по существенным признакам; частей слова; разбор слова по составу с использованием опорных схем; разбор слова с опорой на представленный образец, схему, образование слов с новым значением, вопросы учителя; относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему; образование слов с новым значением с опорой на образец; дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам; представления о грамматических разрядах слов; определение некоторых грамматических различение изученных признаков изученных частей (существительного, частей речи по вопросу и значению; прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя; использование на письме орфографических правил после нахождение орфографической трудности предварительного разбора текста на в слове и решение орографической задачи (под основе готового или коллективного руководством учителя); составленного алгоритма; пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова; составление различных конструкций предложений с опорой на составление простых распространенных и представленный образец; сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.; установление смысловых связей в словосочетании по образцу, установление смысловых связей в вопросам учителя; несложных по содержанию и структуре предложениях 4 нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя); нахождение в тексте однородных членов предложения; различение предложений, разных по интонации; нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя); участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли; выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста; оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец; письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста; составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления. (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме; нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем; составление предложений с однородными членами с опорой на образец; составление предложений, разных по интонации с опорой на образец; различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания; отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста; отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя); выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста; оформление всех видов изученных деловых бумаг; письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов); письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов). III. Содержание учебного предмета Содержание программы по русскому языку составляют правописание и развитие речи. разделы грамматика, Содержание учебной программы по «Русскому языку» в 5 классе Название раздела Содержание Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные Фонетика. глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Разделительный ь. Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит. 5 Морфолог ия. Состав слова Морфолог ия. Части речи Синтакс ис Развитие речи, работа с текстом Деловое письмо Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слова по составу. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Имя существительное, глагол, имя прилагательное. Различение частей речи по вопросам и значению. Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Глагол как часть речи. Изменение глаголов по временам Глагол как часть речи. Изменение глаголов по временам Предложение. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинаний в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Текст, признаки текста. Отличие текста от предложения. Работа с деформированным текстом. Распространение текста. Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану. Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Сочинение творческого характера по картине. Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Содержание учебной программы по «Русскому языку» в 6 классе Название раздела Содержание Предложение. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Фонетика. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Слова с разделительным ь. Алфавит. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и Морфологи суффиксов. Разбор слова по составу. Правописание проверяемых безударных я. гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание Состав ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. слова Приставка и предлог. Разделительный твердый знак ъ . Правописание приставок. Морфологи Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имени существительного. я. Имена существительные, употребляемые только в единственном или Части множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. речи Повторен ие 6 Синтакси с. Предложе ние Развитие речи, работа с текстом Деловое письмо Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Правописание падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа. Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Предложение. Простые и сложные предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Распространение текста. Составление рассказа по картине, по опорным словам, по материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану. Изложение по коллективно составленному плану. Сочинение творческого характера по картине. Работа с деформированным текстом. Деловое письмо: адрес на открытке, письмо, заметка в стенгазету. Содержание учебной программы по «Русскому языку» в 7 классе Название раздела Морфологи я. Состав слова Содержание Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Корень. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Разделительный Ъ. Части речи. Предлог: общее понятие, значение в речи. Приставка и предлог. Раздельное написание предлогов со словами. Имя существительное: общее значение. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Род и число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. Морфологи Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Согласование имени я. прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Части Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в речи единственном и множественном числе. Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Глагол как часть речи. Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. Глаголы на –сь, -ся. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Правописание глаголов с -тся, -ться. Правописание частицы не с глаголами. Простые и сложные предложения. Установление последовательности Синтакси предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных с языковых средств (повтора имени существительного). Однородные члены 7 Развитие речи, работа с текстом Деловое письмо предложения. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами И. А, НО. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Сочинение по личным наблюдениям, с привлечением сведений из книг. Деловое письмо; поздравительная открытка, письмо. Записки личные и деловые. Заявление. Письмо с элементами творческой деятельности. Содержание учебной программы по «Русскому языку» в 8 классе Название раздела Морфологи я. Состав слова Содержание Корень и однокоренные слова. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Приставка и предлог. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, личные местоимения. Различение частей речи по вопросам и значению. Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Правописание падежных окончаний имен Морфологи существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные. я. Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Согласование имени Части прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. речи Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Глагол как часть речи. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.. Различение окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Правописание глаголов с -тся, -ться. Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинаний в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Синтакси Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки с препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами и, а, но. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с союзами что, чтобы, потому что, когда, который. Развитие Типы текстов: рассуждение. Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из практической речи, работа с деятельности, книг. текстом 8 Деловое письмо Адрес на конверте. Автобиография. Анкета. Содержание учебной программы по «Русскому языку» в 9 классе Название раздела Содержание Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Повторен Однородные члены предложения. Обращение. Знаки препинания при обращении. ие. Сложное предложение без союза, с союзами и союзными словами. Сложное Предложе предложение. Сложное предложение без союзов и с сочинительными союзами и, а, но. Сложные предложения с союзами что, чтобы, потому что, когда, ние который.. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений .Союзы и союзные слова в сложных предложениях Повторен Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. ие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные Звуки и глухие и звонкие. Разделительный ь. Гласные ударные и безударные. Проверка буквы написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит. Повторен Разбор слова по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные ие. слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих Состав согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок. слова Разделительный ъ. Части речи: Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение слов, относящихся к разным частям речи. Значение разных частей речи для выражения мыслей и чувств. Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Правописание падежных окончаний имен Морфолог существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные. ия. Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и Части падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. речи Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Местоимение. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Глагол. Различение глаголов по значению. Грамматические признаки глаголов. Род и число глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов неопределенной формы на –СЯ. Правописание частицы НЕ с глаголами. Изменение глагола по лицам и числам. Правописание глаголов 2 лица единственного числа. Спряжение глаголов. Правописание окончаний 1 и 2 спряжений. Правописание безударных окончаний. Повелительная форма глаголов. Правописание глаголов повелительной формы. Мягкий знак в глаголах. Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий 9 Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных. Части речи: Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение слов, относящихся к разным частям речи. Значение разных частей речи для выражения мыслей и чувств. Простые и сложные предложения. Знаки препинаний в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств (повтора имени существительного). Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической Синтакс замены и др.). Однородные члены предложения. Обращение, знаки препинания при ис. обращении Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами и, а, но. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с союзами что, чтобы, потому что, когда, который. Развитие Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный. Основные признаки стилей. Элементарный стилистический анализ речи, работа с текстов. Составление рассказа по картине, по плану. Сочинение творческого текстом характера по картине, с привлечением сведений из практической деятельности. Записки личные и деловые. Заметка в стенгазету. Анкета. Доверенность. Расписка. Деловое Письмо с элементами творческой деятельности. письмо III. Тематическое планирование уроков русского языка в 5 – 9 классах с воспитательным компонентом № п/п 1 Название раздела Кол-во часов 26 Повторение 2 81 Морфолог ия. 3 15 Синтаксис Воспитательный компонент, 5 класс Воспитание любви к родному языку, формирование представления о значимости русского языка. Воспитание усидчивости и аккуратности в процессе работы на уроке. Активизация процессов образования и нравственного воспитания через применение новейших образовательных технологий. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации посредством применения методов и технологии нравственного воспитания: (этические беседы, метод коррекции поведения, метод стимулирования, метод игровых ситуаций, методы воздействия на эмоциональную сферу). Приобщение к духовно-нравственным общечеловеческим ценностям путем анализа текстов упражнений, правильно подобранного дидактического материала, примеров из жизни, из произведений классической литературы. Воспитание эстетического вкуса, культуры речи через подбор и анализ соответствующих текстов упражнений, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, применение технологии «уроки этики». Применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся, использование технологий деятельностного типа: интеллектуальных 10 4 Развитие речи, работа с текстом. Деловое письмо 5 Изучаетс яв разделах 1,2,3,5 14 Повторен ие Итого за год: № п/п Название раздела 1 Повторен ие 2 Фонетика 3 136 ч. Воспитательный компонент, 6 класс 4 5 95 Морфологи я. 4 19 Синтаксис . Предложе ние 5 Развитие речи, работа с текстом. Деловое письмо 6 Изучаетс яв разделах 1,2,3,6 11 Повторен ие Итого: № п/п игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников, дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. Воспитание бережного отношения к своему здоровью посредством анализа текстов упражнений по данной теме, бесед, проведения физкультминуток на уроках и проч. Формирование культуры общения и коммуникативных навыков, обучающихся через систематическое включение в учебный процесс речевых заданий разного плана. Воспитание любви к родному языку, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа, формирование представления о значимости русского языка. Воспитание усидчивости и аккуратности в процессе работы на уроке. Активизация процессов образования и нравственного воспитания через применение новейших образовательных технологий. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации посредством применения методов и технологии нравственного воспитания: (этические беседы, метод коррекции поведения, метод стимулирования, метод игровых ситуаций, методы воздействия на эмоциональную сферу). Приобщение к духовно-нравственным общечеловеческим ценностям путем анализа текстов упражнений, правильно подобранного дидактического материала, примеров из жизни, из произведений классической литературы. Воспитание эстетического вкуса, культуры речи через подбор и анализ соответствующих текстов упражнений, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, применение технологии «уроки этики». Применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся, использование технологий деятельностного типа: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников, дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. Воспитание бережного отношения к своему здоровью посредством анализа текстов упражнений по данной теме, бесед, проведения физкультминуток на уроках и проч. Формирование культуры общения и коммуникативных навыков, обучающихся через систематическое включение в учебный процесс речевых заданий разного плана. 136 ч. Название раздела Воспитательный компонент, 7 класс 11 1 Повторение 2 11 97 Морфологи я 3 15 Синтаксис 4 Развитие речи, работа с текстом. Деловое письмо Изучаетс яв разделах 1,2,3,5 5 13 Повторен ие Итого: № п/п Название раздела 1 Повторен ие Морфологи я. Формирование отношения к русскому языку как основе развития мышления и средству обучения в школе. Воспитание любви к родному языку, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа, формирование представления о значимости русского языка. Воспитание усидчивости и аккуратности в процессе работы на уроке. Активизация процессов образования и нравственного воспитания через применение новейших образовательных технологий. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации посредством применения методов и технологии нравственного воспитания: (этические беседы, метод коррекции поведения, метод стимулирования, метод игровых ситуаций, методы воздействия на эмоциональную сферу). Приобщение к духовно-нравственным общечеловеческим ценностям путем анализа текстов упражнений, правильно подобранного дидактического материала, примеров из жизни, из произведений классической литературы. Воспитание эстетического вкуса, культуры речи через подбор и анализ соответствующих текстов упражнений, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, применение технологии «уроки этики». Применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся, использование технологий деятельностного типа: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников, дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. Воспитание бережного отношения к своему здоровью посредством анализа текстов упражнений по данной теме, бесед, проведения физкультминуток на уроках и проч. Формирование культуры общения и коммуникативных навыков, обучающихся через систематическое включение в учебный процесс речевых заданий разного плана. Развитие и совершенствование коммуникативной компетенции через обогащение словарного запаса на уроках русского языка. 136 ч. Воспитательный компонент, 8 класс 10 98 2 Формирование отношения к русскому языку как основе развития мышления и средству обучения в школе. Воспитание любви к родному языку, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа, формирование представления о значимости русского языка. Воспитание усидчивости и аккуратности в процессе работы на уроке. Активизация процессов образования и нравственного воспитания через применение новейших образовательных технологий. 12 3 4 Синтаксис 17 Развитие речи, работа с текстом. Деловое письмо Изучаетс я в разделах 1,2,3,5 5 11 Повторен ие Итого: №п/ п 1 Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации посредством применения методов и технологии нравственного воспитания: (этические беседы, метод коррекции поведения, метод стимулирования, метод игровых ситуаций, методы воздействия на эмоциональную сферу). Приобщение к духовно-нравственным общечеловеческим ценностям путем анализа текстов упражнений, правильно подобранного дидактического материала, примеров из жизни, из произведений классической литературы. Воспитание эстетического вкуса, культуры речи через подбор и анализ соответствующих текстов упражнений, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, применение технологии «уроки этики». Применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся, использование технологий деятельностного типа: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников, дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. Воспитание бережного отношения к своему здоровью посредством анализа текстов упражнений по данной теме, бесед, проведения физкультминуток на уроках и проч. Формирование культуры общения и коммуникативных навыков, обучающихся через систематическое включение в учебный процесс речевых заданий разного плана. Развитие и совершенствование коммуникативной компетенции через обогащение словарного запаса на уроках русского языка. 136 ч. Название раздела Воспитательный компонент, 9 класс 25 Повторение . 2 90 Морфолог ия Формирование отношения к русскому языку как основе развития мышления и средству обучения в школе. Воспитание любви к родному языку, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа, формирование представления о значимости русского языка. Воспитание усидчивости и аккуратности в процессе работы на уроке. Активизация процессов образования и нравственного воспитания через применение новейших образовательных технологий. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации посредством применения методов и технологии нравственного воспитания: (этические беседы, метод коррекции поведения, метод стимулирования, метод игровых ситуаций, методы воздействия на эмоциональную сферу). Приобщение к духовно-нравственным общечеловеческим ценностям путем анализа текстов упражнений, правильно подобранного дидактического материала, примеров из жизни, из произведений классической литературы. 13 3 Синтаксис . 4 Развитие речи, работа с текстом. Деловое письмо 5 17 Изучаетс яв разделах 1,2,3,5 4 Повторен ие Итого: Воспитание эстетического вкуса, культуры речи через подбор и анализ соответствующих текстов упражнений, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, применение технологии «уроки этики». Применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся, использование технологий деятельностного типа: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников, дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. Воспитание бережного отношения к своему здоровью посредством анализа текстов упражнений по данной теме, бесед, проведения физкультминуток на уроках и проч. Формирование культуры общения и коммуникативных навыков, обучающихся через систематическое включение в учебный процесс речевых заданий разного плана. Развитие и совершенствование коммуникативной компетенции через обогащение словарного запаса на уроках русского языка. 136 ч. 14