Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Каменск-Уральская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 623414, г. Каменск-Уральский, ул. Лермонтова, д. 2 Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Рассмотрено: Утверждено: педагогическим советом Приказ № 148 от 31.08.2023 Протокол № 1 от 30.08.2023 Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» ______________________________________________________________________ наименование учебного курса предмета, курса внеурочной деятельности 5- 9 классы Уровень образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее) Срок освоения 5 лет Составитель: Бекленищева Е.А., учитель русского языка и литературы Макерова Т.И., учитель русского языка и литературы г.Каменск-Уральский – 2023 1 ОГЛАВЛЕНИЕ I. II. III. IV. Пояснительная записка…………………………………………………..3 Планируемые результаты ……………………………………………….3 Содержание обучения …………………………………………………...5 Тематическое планирование…………………………………………….6 2 Предметная область: Язык и речевая практика Учебный предмет: Литературное чтение 5-9 класс I.Пояснительная записка Программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе ФАООП УО, вариант 1. Изучение учебного предмета "Литературное чтение" имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; развитие положительных качеств и свойств личности. Место учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Литературное чтение» входит в состав обязательной части учебного плана. На изучение учебного предмета «Литературное чтение» отводится за пять лет обучения (с 5 по 9 класс) 680 часов из обязательной части учебного плана. Предметна я область Учебный предмет Класс Обязательная часть Язык и Литературное речевая чтение практика Количество часов за год, в неделю 6 7 8 9 5 Год 136 Нед 4 Год 136 Нед 4 Год 136 Нед 4 Год 136 Нед 4 Год 136 Всего Нед Год Нед 4 680 20 II. Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Освоение обучающимися учебного предмета предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные жизненные компетенции обучающегося, социально-значимые ценностные установки. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Личностные результаты на момент окончания изучения курса в 9 классе: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 3 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 14) проявление готовности к самостоятельной жизни. Планируемые предметные результаты на момент окончания изучения курса в 9 классе Минимальный уровень Достаточный уровень (обязательный) правильное и осознанное чтение правильное, беглое и текста вслух, в темпе, обеспечивающем его осознанное чтение доступных понимание; художественных и научно-познавательных чтение молча текстов вслух и молча; осознанное доступных по содержанию текстов; использование разных видов в обсуждении участие чтения (изучающее (смысловое), прослушанного/прочитанного текста (ответы выборочное, поисковое); на вопросы, высказывание собственного овладение элементарными мнения, выслушивание мнений приёмами анализа художественных, научноодноклассников с соблюдением правил познавательных и учебных текстов с речевого этикета и правил работы в группе), использованием элементарных опираясь на содержание текста или личный литературоведческих понятий. опыт; осознанное восприятие и оценка смысловых установление содержания и специфики различных отношений между поступками героев, текстов; участие в их обсуждении; событиями (с помощью учителя); целенаправленное и осознанное определение самостоятельное восприятие произведений живописи и темы произведения; музыки, близких по тематике определение основной мысли художественным текстам; произведения (с помощью учителя); активное участие в диалоге, заголовков редактирование построенном на основе прочитанного и пунктов плана в соответствии с темой и разобранного текста; основной мысли произведения (части текста); 4 деление на части несложных по структуре и содержанию текстов (с помощью учителя) на основе готового плана после предварительного анализа; на вопросы по ответы содержанию произведения своими словами и с использованием слов автора; собственного определение отношения к героям (герою) произведения и их поступкам (с помощью учителя); пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана и после предварительного анализа; нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст; знание наизусть 1-го (небольшого по объему) прозаического отрывка и 10-и стихотворений; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию художественных произведений и научно-популярных текстов, выполнение посильных заданий. умение оценивать изложенные в произведении факты и явления с аргументацией своей точки зрения; самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст; самостоятельный выбор (или с помощью педагога) интересующей литературы; самостоятельное чтение выбранной обучающимися художественной и научно-художественной литературы с последующим ее обсуждением; самостоятельное пользование справочными источниками для получения дополнительной информации; самостоятельное составление краткого отзыва на прочитанное произведение; заучивание наизусть стихотворений и отрывков из прозаических произведений (соответственно 12 и 3). Содержание учебного предмета Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX-XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь). Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения. Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя; присказка, зачин, диалог, произведение; герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж; стихотворение, рифма, строка, строфа; средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм); элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения. III. 5 Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану. Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью педагогического работника). Тематическое планирование предмета «Литературное чтение», 5 класс Воспитательный компонент уроков литературного Название раздела Кол-во чтения, 5 класс часов Приобщение учащихся к искусству слова, богатству Устное народное 20 устного народного творчества, расширение кругозора творчество. Сказки обучающихся через чтение и изучение произведений IV. № п/п 1 2 Картины родной природы 16 Лето (8) Осень(8) 3 О друзьях – товарищах 14 УНТ. Воспитание интереса к народному творчеству, к фольклорным традициям русского народа посредством чтения произведений фольклора. Включение в урок игровых методов и технологий, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Воспитание у обучающихся нравственных качеств: доброты, сочувствия, уважения к людям, гордости за народных героев, стремление к творчеству. Использование воспитательных возможностей содержания раздела «Устное народное творчество» через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов для чтения. Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях. Формирование чувства любви к природе посредством чтения и анализа произведений о природе. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, через подбор соответствующих текстов для чтения, для обсуждения в классе проблемных ситуаций. Включение в урок игровых методов и технологий, которые помогают поддержать мотивацию учащихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Формирование у обучающихся умения задуматься о своем отношении к товарищам, к себе, к родителям, к школе путем анализа нравственных ситуаций, чтения соответствующих произведений. 6 4 5 6 7 Спешите делать добрые дела 14 Картины родной природы Весна (8) Зима (15) О животных 23 Из прошлого нашего народа 16 17 Совершенствование навыков поведения в социуме, правильного отношения к недостойному воспитанию и поведению. Применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся, использование технологий деятельностного типа: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников, дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, групповой работы, которая учит школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации посредством применения методов и технологии нравственного воспитания: этические беседы, метод коррекции поведения, метод стимулирования, метод игровых ситуаций, методы воздействия на эмоциональную сферу. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, применение технологии «уроки доброты». Воспитание чувства уважения к мнению других. Формирование правильного отношения к недостойному воспитанию и поведению. Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях. Формирование чувства любви к природе, к животным посредством чтения и анализа произведений о природе. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, через подбор соответствующих текстов для чтения, для обсуждения в классе проблемных ситуаций. Приобретение обучающимися таких жизненных компетенций, которые позволят им достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач. Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле. Формирование чувства сопричастности к историческому прошлому края, Родины, любви к родной природе посредством чтения, изучения, анализа соответствующей литературы. Воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности. Формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к разнообразным явлениям общественной жизни как прошлого, так и настоящего. 7 8 Из произведений зарубежных писателей Итого Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира. Воспитание уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других народов. 16 136 ч. Содержание учебной программы по литературному чтению в 6 классе Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.) Жанровое разнообразие: басня, былины, рассказы, рассказы-описания, стихотворения. Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературные жанры (сказка, былина, басня, рассказ, стихотворение). главный и второстепенный герой, пейзаж. средства выразительности (логическая пауза. элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление. Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений. Выразительное чтение произведений. Формирование навыков беглого чтения. Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану. Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя). Тематическое планирование уроков литературы, 6 класс Воспитательный компонент уроков литературного чтения, 6 № Тема Колкласс п/п раздела во часов Формирование чувства любви и уважения к Родине, любви к 1 Моя Родина 30 2 Отечество. Верность. Братство. 20 родной природе через изучение и анализ соответствующих произведений. Расширение знаний, обучающихся о жизни родного края в годы Великой Отечественной войны, формирование у школьников патриотических чувств к своей малой родине посредством применения на уроках интерактивных форм работы обучающихся, использования технологий деятельностного типа, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. 8 3 Краски природы 29 4 Спешите делать добро 31 5 О животных 16 6 Внеклассное чтение 10 Итого: Приобретение обучающимися, таких жизненных компетенций, которые позволяют им достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач. Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях. Формирование чувства любви к природе посредством чтения и анализа произведений о природе. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, через подбор соответствующих текстов для чтения, для обсуждения в классе проблемных ситуаций. Формирование чувства любви к природе, умения видеть красоту окружающего мира. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации посредством применения методов и технологии нравственного воспитания: этические беседы, метод коррекции поведения, метод стимулирования, метод игровых ситуаций, методы воздействия на эмоциональную сферу. Использование воспитательных возможностей содержания учебного раздела через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, применение технологии «уроки доброты». Формирование чувства любви к животным, бережного отношения ко всему живому на Земле. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное. Формирование правильного отношения к недостойному воспитанию и поведению. 136 Содержание учебной программы по литературному чтению в 7 классе Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.) Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения. Ориентировка в литературоведческих понятиях: 9 литературные жанры (сказка, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя. присказка, зачин. герой (персонаж), главный и второстепенный герой, портрет героя. стихотворение. средства выразительности (логическая пауза). элементы книги: предисловие, послесловие. Навык чтения: чтение вслух небольших произведений. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану. Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя). Тематическое планирование уроков литературы, 7 класс Воспитательный компонент уроков литературного чтения, 7 № Название Кол- во класс п/п раздела часов Приобщение учащихся к искусству слова, богатству устного 1 Устное народное 14 народного творчества, расширение кругозора обучающихся творчество 2 Из произведений русской литературы ХIХ века. 47 через чтение и изучение произведений УНТ. Воспитание интереса к народному творчеству, к фольклорным традициям русского народа посредством чтения произведений фольклора. Включение в урок игровых методов и технологий, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Воспитание у обучающихся нравственных качеств: доброты, сочувствия, уважения к людям, гордости за народных героев, стремление к творчеству. Использование воспитательных возможностей содержания раздела «Устное народное творчество» через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов для чтения. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации посредством применения методов и технологии нравственного воспитания. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении. 10 3 4 Из произведений русской литературы ХХ века. Повторение 69 6 Итого Приобщение обучающихся к духовно-нравственным общечеловеческим ценностям через изучение произведений классической литературы. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, применение технологии «уроки доброты». Совершенствование навыков поведения в социуме, формирование осознания потребности в самовоспитании и саморазвитии посредством чтения и анализа произведений, изучаемых на уроках литературного чтения. 136 Содержание учебной программы по литературному чтению в 8 классе Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.) Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения. Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя. присказка, зачин, диалог, произведение. герой (персонаж), главный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж. стихотворение, рифма, строка, строфа. средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм). элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения. Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану. Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя). Тематическое планирование уроков литературы, 8 класс 11 № п/ п 1 2 3 4 Назва Кол-во ние раздела часов Воспитательный компонент уроков литературного чтения, 8 класс Устное народное творчество 11 Приобщение учащихся к искусству слова, богатству устного народного творчества, расширение кругозора обучающихся через чтение и изучение произведений УНТ. Воспитание интереса к народному творчеству, к фольклорным традициям русского народа посредством чтения произведений фольклора. Включение в урок игровых методов и технологий, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Воспитание у обучающихся нравственных качеств: доброты, сочувствия, уважения к людям, гордости за народных героев, стремление к творчеству. Использование воспитательных возможностей содержания раздела «Устное народное творчество» через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов для чтения. Произведени я русских писателей ХIХ века. 67 Произведени я русских писателей 1-й половины ХХ века. 28 Произведени я русских писателей 2-й половины ХIХ века. 30 Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации посредством применения методов и технологии нравственного воспитания. Воспитание у обучающихся культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение, совершенствование навыков поведения в социуме через содержание произведений, изучаемых на уроках литературного чтения. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным общечеловеческим ценностям через изучение произведений классической литературы. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, применение технологии «уроки доброты». Совершенствование навыков поведения в социуме, формирование осознания потребности в самовоспитании и саморазвитии посредством чтения и анализа произведений, изучаемых на уроках литературного чтения. Итого 136 Содержание учебной программы по литературному чтению в 9 классе Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и 12 путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.) Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения. Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя. присказка, зачин, диалог, произведение. герой (персонаж), главный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж. стихотворение, рифма, строка, строфа. средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм). элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения. Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану. Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Тематическое планирование уроков литературы, 9 класс № п/п 1. Воспитательный компонент уроков литературного чтения, 9 Назва Кол-во класс ние раздела часов Устное 12 Приобщение учащихся к искусству слова, богатству устного народного творчества, расширение кругозора обучающихся народное через чтение и изучение произведений УНТ. творчество Воспитание интереса к народному творчеству, к фольклорным традициям русского народа посредством чтения произведений фольклора. Включение в урок игровых методов и технологий, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Воспитание у обучающихся нравственных качеств: доброты, сочувствия, уважения к людям, гордости за народных героев, стремление к творчеству. Использование воспитательных возможностей содержания раздела «Устное народное творчество» через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления 13 2. Из произведений русской литературы ХIХ века. 62 3. Из произведений русской литературы ХХ века. 53 4. Из произведений зарубежных авторов Итого: 9 человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов для чтения. Включение в урок игровых методов и технологий, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении. Воспитание у обучающихся культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение посредством применения технологии РКМЧП и др. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным общечеловеческим ценностям через изучение произведений классической литературы. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, применение технологии «уроки доброты». Совершенствование навыков поведения в социуме, формирование осознания потребности в самовоспитании и саморазвитии обучающихся через содержание произведений, изучаемых на уроках литературного чтения. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира. Воспитание уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других народов посредством чтения и анализа произведений зарубежной литературы. 136 14