РП Литературное чтение 5-9

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Каменск-Уральская школа,
реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
623414, г. Каменск-Уральский, ул. Лермонтова, д. 2

Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Рассмотрено:
Утверждено:
педагогическим советом
Приказ № 148 от 31.08.2023
Протокол № 1 от 30.08.2023

Рабочая программа
по учебному предмету «Литературное чтение»
______________________________________________________________________

наименование учебного курса предмета, курса внеурочной деятельности

5- 9 классы
Уровень образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее)

Срок освоения 5 лет

Составитель:
Бекленищева Е.А.,
учитель русского языка
и литературы
Макерова Т.И.,
учитель русского языка
и литературы

г.Каменск-Уральский – 2023
1

ОГЛАВЛЕНИЕ
I.
II.
III.
IV.

Пояснительная записка…………………………………………………..3
Планируемые результаты ……………………………………………….3
Содержание обучения …………………………………………………...5
Тематическое планирование…………………………………………….6

2

Предметная область: Язык и речевая практика
Учебный предмет: Литературное чтение
5-9 класс
I.Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе
ФАООП УО, вариант 1.
Изучение учебного предмета "Литературное чтение" имеет своей целью развитие
коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
развитие положительных качеств и свойств личности.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Литературное чтение» входит в состав обязательной части
учебного плана.
На изучение учебного предмета «Литературное чтение» отводится за пять лет
обучения (с 5 по 9 класс) 680 часов из обязательной части учебного плана.
Предметна
я область

Учебный
предмет

Класс
Обязательная часть
Язык
и Литературное
речевая
чтение
практика

Количество часов за год, в неделю
6
7
8
9

5
Год

136

Нед

4

Год

136

Нед

4

Год

136

Нед

4

Год

136

Нед

4

Год

136

Всего

Нед

Год

Нед

4

680

20

II. Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися учебного предмета предполагает достижение ими двух
видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные
результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные жизненные
компетенции обучающегося, социально-значимые ценностные установки.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов.
Личностные результаты на момент окончания изучения курса в 9 классе:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
3

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для
коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты на момент окончания изучения курса в 9
классе
Минимальный уровень
Достаточный уровень
(обязательный)
 правильное и осознанное чтение
 правильное,
беглое
и
текста вслух, в темпе, обеспечивающем его
осознанное
чтение
доступных
понимание;
художественных и научно-познавательных
чтение
молча
текстов вслух и молча;
 осознанное
доступных по содержанию текстов;
 использование разных видов
в
обсуждении
 участие
чтения
(изучающее
(смысловое),
прослушанного/прочитанного текста (ответы
выборочное, поисковое);
на вопросы, высказывание собственного
 овладение
элементарными
мнения,
выслушивание
мнений
приёмами анализа художественных, научноодноклассников с соблюдением правил
познавательных и учебных текстов с
речевого этикета и правил работы в группе),
использованием
элементарных
опираясь на содержание текста или личный
литературоведческих понятий.
опыт;
 осознанное восприятие и оценка
смысловых
 установление
содержания и специфики различных
отношений между поступками героев,
текстов; участие в их обсуждении;
событиями (с помощью учителя);
 целенаправленное и осознанное
определение
 самостоятельное
восприятие произведений живописи и
темы произведения;
музыки,
близких
по
тематике
 определение основной мысли
художественным текстам;
произведения (с помощью учителя);
 активное участие в диалоге,
заголовков
 редактирование
построенном на основе прочитанного и
пунктов плана в соответствии с темой и
разобранного текста;
основной мысли произведения (части текста);
4

 деление на части несложных по
структуре и содержанию текстов (с помощью
учителя) на основе готового плана после
предварительного анализа;
на
вопросы
по
 ответы
содержанию произведения своими словами и
с использованием слов автора;
собственного
 определение
отношения к героям (герою) произведения и
их поступкам (с помощью учителя);
 пересказ текста по частям на
основе коллективно составленного плана и
после предварительного анализа;
 нахождение в тексте непонятных
слов и выражений, объяснение их значения и
смысла с опорой на контекст;
 знание наизусть 1-го (небольшого
по объему) прозаического отрывка и 10-и
стихотворений;
 выбор интересующей литературы
(с помощью взрослого); самостоятельное
чтение небольших по объему и несложных по
содержанию художественных произведений и
научно-популярных текстов, выполнение
посильных заданий.

 умение оценивать изложенные в
произведении
факты и
явления
с
аргументацией своей точки зрения;
 самостоятельно делить на части
несложный по структуре и содержанию
текст;
 самостоятельный выбор (или с
помощью
педагога)
интересующей
литературы;
 самостоятельное
чтение
выбранной обучающимися художественной
и научно-художественной литературы с
последующим ее обсуждением;
 самостоятельное пользование
справочными источниками для получения
дополнительной информации;
 самостоятельное составление
краткого
отзыва
на
прочитанное
произведение;
 заучивание
наизусть
стихотворений и отрывков из прозаических
произведений (соответственно 12 и 3).

Содержание учебного предмета
Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества
(сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения
отечественных и зарубежных писателей XIX-XXI вв. Книги о приключениях и
путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная
литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических
подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу;
о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях
(добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь).
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды,
рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ,
басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя;
присказка, зачин, диалог, произведение;
герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;
стихотворение, рифма, строка, строфа;
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);
элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление,
предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из
произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование
умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
III.

5

Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение
главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка
поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к
событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана.
Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.
Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников
внеклассного чтения (коллективное или с помощью педагогического работника).
Тематическое планирование предмета «Литературное чтение», 5 класс
Воспитательный компонент уроков литературного
Название раздела
Кол-во
чтения, 5 класс
часов
 Приобщение учащихся к искусству слова, богатству
Устное народное
20
устного народного
творчества, расширение кругозора
творчество. Сказки
обучающихся через чтение и изучение произведений

IV.
№
п/п
1

2

Картины родной
природы

16

Лето (8)
Осень(8)
3

О друзьях –
товарищах

14

УНТ.
 Воспитание интереса к народному творчеству, к
фольклорным традициям русского народа посредством
чтения произведений фольклора.
 Включение в урок игровых методов и технологий,
которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время
урока.
 Воспитание у обучающихся нравственных качеств:
доброты, сочувствия, уважения к людям, гордости за
народных героев, стремление к творчеству.
 Использование
воспитательных
возможностей
содержания раздела «Устное народное творчество» через
демонстрацию
детям
примеров
ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности через подбор соответствующих текстов
для чтения.
 Формирование основ экологической культуры на основе
признания ценности жизни во всех её проявлениях.
 Формирование чувства любви к природе посредством
чтения и анализа произведений о природе.
 Использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного предмета через демонстрацию
обучающимся примеров ответственного, гражданского
поведения, через подбор соответствующих текстов для
чтения, для обсуждения в классе проблемных ситуаций.
 Включение в урок игровых методов и технологий,
которые помогают поддержать мотивацию учащихся к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время
урока.
 Формирование у обучающихся умения задуматься о своем
отношении к товарищам, к себе, к родителям, к школе
путем анализа нравственных ситуаций, чтения
соответствующих произведений.

6

4

5

6

7

Спешите делать
добрые дела

14

Картины родной
природы
Весна (8)
Зима (15)
О животных

23

Из прошлого нашего
народа

16

17

 Совершенствование навыков поведения в социуме,
правильного отношения к недостойному воспитанию и
поведению.
 Применение на уроке интерактивных форм работы
обучающихся,
использование
технологий
деятельностного
типа:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников, дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога, групповой работы, которая учит школьников
командной работе и взаимодействию с другими детьми.
 Побуждение
школьников
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации
посредством применения методов и технологии
нравственного воспитания: этические беседы, метод
коррекции поведения, метод стимулирования, метод
игровых
ситуаций,
методы
воздействия
на
эмоциональную сферу.
 Использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного предмета через демонстрацию
детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через
подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе,
применение технологии «уроки доброты».
 Воспитание чувства уважения к мнению других.
 Формирование правильного отношения к недостойному
воспитанию и поведению.
 Формирование основ экологической культуры на основе
признания ценности жизни во всех её проявлениях.
 Формирование чувства любви к природе, к животным
посредством чтения и анализа произведений о природе.
 Использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного предмета через демонстрацию
обучающимся примеров ответственного, гражданского
поведения, через подбор соответствующих текстов для
чтения, для обсуждения в классе проблемных ситуаций.
 Приобретение
обучающимися
таких
жизненных
компетенций,
которые
позволят
им
достигать
максимально возможной самостоятельности в решении
повседневных жизненных задач.
 Воспитание бережного отношения ко всему живому на
Земле.
 Формирование чувства сопричастности к историческому
прошлому
края, Родины, любви к родной природе
посредством чтения, изучения, анализа соответствующей
литературы.
 Воспитание патриотических чувств и нравственных
качеств личности.
 Формирование у подрастающего поколения ценностного
отношения к разнообразным явлениям общественной
жизни как прошлого, так и настоящего.

7

8

Из произведений
зарубежных
писателей

Итого

 Развитие эстетического сознания через освоение
художественного наследия народов мира.
 Воспитание уважительного отношения к ценностям
других людей, к культуре других народов.

16

136 ч.

Содержание учебной программы по литературному чтению в 6 классе
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества
(сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения
отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и
путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная
литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических
подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу;
о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло,
честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: басня, былины, рассказы, рассказы-описания,
стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:

литературные жанры (сказка, былина, басня, рассказ, стихотворение).

главный и второстепенный герой, пейзаж.

средства выразительности (логическая пауза.

элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений. Выразительное
чтение произведений. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение
главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка
поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к
событиям и персонажам. Составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ
произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение
прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного
чтения (коллективное или с помощью учителя).
Тематическое планирование уроков литературы, 6 класс
Воспитательный компонент уроков литературного чтения, 6
№
Тема
Колкласс
п/п раздела
во
часов
 Формирование чувства любви и уважения к Родине, любви к
1
Моя Родина
30
2

Отечество.
Верность.
Братство.

20

родной природе через изучение и анализ соответствующих
произведений.
 Расширение знаний, обучающихся о жизни родного края в годы
Великой Отечественной войны, формирование у школьников
патриотических чувств к своей малой родине посредством
применения на уроках интерактивных форм работы обучающихся,
использования технологий деятельностного типа, стимулирующих
познавательную мотивацию школьников.
 Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
8

3

Краски природы

29

4

Спешите делать
добро

31

5

О животных

16

6

Внеклассное
чтение

10

Итого:

 Приобретение обучающимися, таких жизненных компетенций,
которые
позволяют
им
достигать
максимально
возможной
самостоятельности в
решении повседневных жизненных задач.
 Формирование основ экологической культуры на основе
признания ценности жизни во всех её проявлениях.
 Формирование чувства любви к природе посредством чтения и
анализа произведений о природе.
 Использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров
ответственного, гражданского поведения, через подбор
соответствующих текстов для чтения, для обсуждения в классе
проблемных ситуаций.
 Формирование чувства любви к природе, умения видеть красоту
окружающего мира.
 Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации посредством применения методов и технологии
нравственного воспитания: этические беседы, метод коррекции
поведения, метод стимулирования, метод игровых ситуаций,
методы воздействия на эмоциональную сферу.
 Использование воспитательных возможностей содержания
учебного раздела через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе, применение
технологии «уроки доброты».
 Формирование чувства любви к животным, бережного отношения
ко всему живому на Земле.
 Формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать прочитанное.
 Формирование правильного отношения к недостойному
воспитанию и поведению.

136

Содержание учебной программы по литературному чтению в 7 классе
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества
(сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения
отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и
путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная
литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических
подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу;
о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло,
честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды,
рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
9


литературные жанры (сказка, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение),
автобиография писателя.

присказка, зачин.

герой (персонаж), главный и второстепенный герой, портрет героя.

стихотворение.

средства выразительности (логическая пауза).

элементы книги: предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух небольших произведений. Выразительное чтение
произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение
главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка
поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к
событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана.
Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение
прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного
чтения (коллективное или с помощью учителя).
Тематическое планирование уроков литературы, 7 класс
Воспитательный компонент уроков литературного чтения, 7
№
Название Кол- во
класс
п/п
раздела
часов
 Приобщение учащихся к искусству слова, богатству устного
1
Устное народное 14
народного
творчества, расширение кругозора обучающихся
творчество

2

Из
произведений
русской
литературы ХIХ
века.

47

через чтение и изучение произведений УНТ.
 Воспитание интереса к народному творчеству, к фольклорным
традициям русского народа посредством чтения произведений
фольклора.
 Включение в урок игровых методов и технологий, которые
помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока.
 Воспитание у обучающихся нравственных качеств: доброты,
сочувствия, уважения к людям, гордости за народных героев,
стремление к творчеству.
 Использование воспитательных возможностей содержания
раздела «Устное народное творчество» через демонстрацию
детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности через подбор
соответствующих текстов для чтения.
 Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации посредством применения методов и
технологии нравственного воспитания.
 Формирование
умений
воспринимать,
анализировать,
критически
оценивать
прочитанное,
осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном
произведении.

10

3

4

Из
произведений
русской
литературы
ХХ
века.
Повторение

69




6


Итого

Приобщение
обучающихся
к
духовно-нравственным
общечеловеческим ценностям через изучение произведений
классической литературы.
Использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе, применение
технологии «уроки доброты».
Совершенствование навыков поведения в социуме,
формирование осознания потребности в самовоспитании и
саморазвитии посредством чтения и анализа произведений,
изучаемых на уроках литературного чтения.

136
Содержание учебной программы по литературному чтению в 8 классе

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества
(сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения
отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и
путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная
литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических
подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу;
о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло,
честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды,
рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:

литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина,
сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.

присказка, зачин, диалог, произведение.

герой (персонаж), главный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.

стихотворение, рифма, строка, строфа.

средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).

элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление,
предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из
произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование
умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение
главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка
поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к
событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана.
Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение
прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного
чтения (коллективное или с помощью учителя).
Тематическое планирование уроков литературы, 8 класс
11

№
п/
п
1

2

3

4

Назва Кол-во
ние раздела часов

Воспитательный компонент уроков литературного
чтения, 8 класс

Устное
народное
творчество

11

 Приобщение учащихся к искусству слова, богатству устного народного
творчества, расширение кругозора обучающихся через чтение и изучение
произведений УНТ.
 Воспитание интереса к народному творчеству, к фольклорным традициям
русского народа посредством чтения произведений фольклора.
 Включение в урок игровых методов и технологий, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока.
 Воспитание у обучающихся нравственных качеств: доброты, сочувствия,
уважения к людям, гордости за народных героев, стремление к творчеству.
 Использование воспитательных возможностей содержания раздела
«Устное народное творчество» через демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности через подбор соответствующих текстов для чтения.

Произведени
я русских
писателей
ХIХ века.

67

Произведени
я русских
писателей 1-й
половины ХХ
века.

28

Произведени
я русских
писателей 2-й
половины
ХIХ века.

30

 Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила общения со старшими (учителями)
и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации посредством применения
методов и технологии нравственного воспитания.
 Воспитание у обучающихся культуры выражения собственной
позиции, способности аргументировать свое мнение,
совершенствование навыков поведения в социуме через
содержание
произведений,
изучаемых
на
уроках
литературного чтения.
 Формирование умений воспринимать, анализировать,
критически
оценивать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном
произведении.
 Приобщение
обучающихся
к
духовно-нравственным
общечеловеческим ценностям через изучение произведений
классической литературы.
 Использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе, применение
технологии «уроки доброты».
 Совершенствование навыков поведения в социуме,
формирование осознания потребности в самовоспитании и
саморазвитии посредством чтения и анализа произведений,
изучаемых на уроках литературного чтения.

Итого

136
Содержание учебной программы по литературному чтению в 9 классе

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества
(сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения
отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и
12

путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная
литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических
подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу;
о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло,
честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды,
рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:

литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина,
сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.

присказка, зачин, диалог, произведение.

герой (персонаж), главный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.

стихотворение, рифма, строка, строфа.

средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).

элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление,
предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений. Выразительное
чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование
навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение
главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка
поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к
событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана.
Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение
прочитанного. Отчет о прочитанном произведении.
Тематическое планирование уроков литературы, 9 класс
№
п/п
1.

Воспитательный компонент уроков литературного чтения, 9
Назва Кол-во
класс
ние раздела часов
Устное
12  Приобщение учащихся к искусству слова, богатству устного
народного
творчества, расширение кругозора обучающихся
народное
через чтение и изучение произведений УНТ.
творчество
 Воспитание интереса к народному творчеству, к фольклорным
традициям русского народа посредством чтения произведений
фольклора.
 Включение в урок игровых методов и технологий, которые
помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока.
 Воспитание у обучающихся нравственных качеств: доброты,
сочувствия, уважения к людям, гордости за народных героев,
стремление к творчеству.
 Использование воспитательных возможностей содержания раздела
«Устное народное творчество» через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
13

2.

Из
произведений
русской
литературы
ХIХ века.

62






3.

Из
произведений
русской
литературы
ХХ века.

53





4.

Из
произведений
зарубежных
авторов
Итого:

9




человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих
текстов для чтения.
Включение в урок игровых методов и технологий, которые
помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний.
Формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать прочитанное, осознавать художественную
картину
жизни, отраженную в литературном произведении.
Воспитание у обучающихся культуры выражения собственной
позиции, способности аргументировать свое мнение посредством
применения технологии РКМЧП и др.
Приобщение
обучающихся
к
духовно-нравственным
общечеловеческим ценностям через изучение произведений
классической литературы.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе, применение технологии «уроки доброты».
Совершенствование навыков поведения в социуме, формирование
осознания потребности в самовоспитании и саморазвитии
обучающихся через содержание произведений, изучаемых на
уроках литературного чтения.
Развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов мира.
Воспитание уважительного отношения к ценностям других людей,
к культуре других народов посредством чтения и анализа
произведений зарубежной литературы.

136

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».